Иллюстрация РИА Новости

 

С учетом появившихся в СМИ инициатив Департамента торговли и услуг города Москвы по развитию систем вендинговых автоматов и автоматов, предоставляющих услугу «печать газет и журналов по требованию» (Print On Demand), эксперты Ассоциации Распространителей Периодической Печати (АРПП) рассмотрели возможность реализации данного проекта. Изучив опыт уже действующих в столице вендинговых автоматов по продаже газет и журналов в московском метрополитене, экспертная группа признала низкую эффективность подобного способа распространения прессы.

По данным обслуживающей их компании (ООО «Газетные автоматы»), в метрополитене размещено 878 торговых автоматов на 117 станциях. Через них реализуется 95 наименований изданий суммарным тиражом до 1,6 млн экземпляров в месяц (30–70 тыс. экземпляров в день). Таким образом, один вендинговый автомат в день в среднем реализует всего около 60 экземпляров газет и журналов. Даже с учетом того, что автоматы ставят блоками, 1 торговая точка автоматов реализует около 200-250 экз. Для сравнения, один киоск (с ассортиментом до 1 тысячи изданий) в зоне высокого пассажиропотока реализует в 3 раза больше – около 500-600 экз. прессы.

При этом ни издательское сообщество, ни метрополитен, ни тем более непосредственные потребители периодической печати не удовлетворены работой вендинговых автоматов в метро, утверждают эксперты АРПП. Издателей не устраивает маленький ассортимент данных торговых точек, высокие затраты на вхождение в сеть и на ежемесячное продвижение изданий, плохая видимость обложки для глянцевых журналов.

Газетные автоматы занимают большое количество площади в зоне входа/выхода из метро, поэтому периодически руководство метрополитена вынуждено принимать решение о сносе части автоматов – для установки вендинга по продаже билетов на 1-2 поездки или организации зон досмотра пассажиров. Недовольство газетными автоматами у населения связано, в первую очередь, с тем, что вендинговые автоматы не дают сдачу, периодически «зажевывают» издания и выходят из строя в момент покупки.

Таким образом, вендинговые газетные автоматы в Москве – это очень ограниченное распространение прессы, говорят эксперты. Их экономика слабая и не может поддерживаться только за счет продаж газет и журналов. Также в АРПП отмечают, что возможность применения автоматов для «печати по требованию» газет и журналов активно обсуждалось в Европе несколько лет назад, однако идея так и не смогла доказать свою состоятельность.