Иллюстрация depostitphotos.com

 

Символ безопасности и ежедневный спутник автомобилистов – светофор – отмечает сегодня 101 день рождения. «Красный, желтый и зеленый», - эти цвета и стоящие за ними правила дорожного движения известны каждому россиянину с детства. В международный день светофора Sostav.ru решил вспомнить, как выглядят регуляторы движения в других странах и что нового принес светофорам технологический прогресс.

Международный день светофора был учрежден в 1914 году после введения в эксплуатацию первого автоматического светофора в Кливленде (США). Автором изобретения стал инженер Джеймс Хог. Его творение было похоже на современный светофор: устройство было оборудовано фонарями двух цветов, а также издавало звуковой сигнал в момент переключения света.

Однако, самый первый светофор появился в 1868 году в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобрел Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную с помощью двух семафорных стрелок: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° - движение с осторожностью.

 

 

В СССР первый светофор появился в Ленинграде в январе 1930 года, а чуть позже - в Москве, на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. До 1959 года на отечественных светофорах красный и зелёный цвета были на местах, противоположных нынешнему положению. Когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, положение сигналов изменилось.

 

 

Светофоры в наши дни не только различаются по форме, цветам и функциональности, но и используются как пиар- или рекламный инструмент.

В Германии, например, к этому важному устройству относятся с юмором. На улицах Берлина можно увидеть пешеходные светофоры "для мальчиков" и "для девочек". Местами вместо привычных сигналов встречаются сердечки и звездочки.

 

 

ЛГБТ-светофоры недавно появились в Вене накануне «Евровидения 2015» и благотворительного Бала жизни. Власти австрийской столицы сообщили, что изображения символизируют открытость и толерантность города.

 

 

Консервативная Великобритания в последние годы также стала экспериментировать со светофорами. Очень популярен авторский светофор от дизайнера Пьера Вивана, который установлен в Лондоне. Его креативная концепция объясняется тем, что водители, увидев такое творение, невольно снижают скорость.

А в Кембридже автомобилистов радует устройство, которое регулирует движение смайликами.

 

 

В свободолюбивом Амстердаме дорожное движение вертится вокруг многочисленных велосипедистов. Для них были придуманы отдельные светофоры с соответствующими иконками. На улицах голландской столицы можно увидеть светофоры с сигналами в форме листьев марихуаны. Кроме того, жители переходят дорогу на сигнал с "кроликом Миффи" - персонажем из национальной сказки Дика Бруна.

 

 

В США светофоры работают по системе сигналов "стой-жди-иди". Но в самом необычном городе мира - Нью-Йорке - светофоры не только регулируют движение, но и развлекают пешеходов. Эта модель светофора называется PopPop (ПопПоп).

 

Самые технологичные светофоры находятся в Китае. Местный дизайнер Ханьонг Ли разработал специальные лазерные устройства - голограммы красного цвета, изображающие переходящих улицу людей.

 

У Японии со светофором особые отношения: зеленый сигнал светофора японцы называют синим. Дело в том, что первый светофор, который появился в Японии, имел три сигнала: красный, жёлтый и синий. Жители привыкли к синему цвету, что когда было принято заменить его на зеленый, то по привычке его продолжали называть синим. На зелёный же цвет светофор поменяли по причине того, что именно зелёный сигнал светофора дает возможность видеть его на большом расстоянии. Тем не менее, в некоторых городах еще встречаются устройства с синим сигналом.

 

 

За долгие годы существования светофор полюбился многим дизайнерам и художникам, которые не раз пытались "переосмыслить" его форму, а иногда и содержание. Этим занимались и известные российские специалисты, в том числе московский дизайнер Артемий Лебедев. Вот, например, стамбульские светофоры «Светофорус-2».

 

 

Известные бренды и социальные организации часто используют светофор в рекламных кампаниях, пытаясь "оживить" устройство. Несколько лет назад марка Snickers успешно это сделала в рекламе "Don't Stop". Креативную концепцию проекта разработало агентство BBDO, Dubai.

 

Недавно автобренд Smart совместно с агентством BBDO Germany представил необычный интерактивный проект, в рамках которого заставил танцевать безликих красных человечков со светофора и обычных горожан.