В конце прошлой недели Марк Цукерберг, основатель и гендиректор Facebook, заявил, что компания проведёт внутреннее расследование после обнародования в СМИ информации о пролиберальной информационной цензуре в соцсети. Газета The New York Times представила прогноз того, как данная ситуация скажется в дальнейшем не только на Facebook, но и других социальных медиа.

Напомним, на прошлой неделе экс-сотрудники Facebook публично сознались в том, что отбором новостей для продвижения в соцсети занимается отдельная группа людей, а не алгоритм. Мнение этих людей зачастую оказывалось предвзятым, из-за чего новости из либеральных СМИ получали преимущство в ленте пользователей над консервативными.

Глава компании Марк Цукерберг лишь к концу недели отреагировал на скандал, пообещав провести внутреннее расследование и разобраться в ситуации. Тем не менее, "непогрешимость" Facebook как канала медийных коммуникаций была поставлена под большой вопрос. Общественность теперь хотела знать все о формировании контентных предпочтений не только в Facebook, но и в других соцсетях.

 


Фото Depositphotos

 

Как сообщает NYT, редакции, состоящие из штатных сотрудников и разветвленного контент-аппарата, есть не только у Facebook, но и у других популярных социальных медиа. Основные игроки уже давно имеют собственные редакции, задача которых состоит в том, чтобы выбирать, удалять и дополнять материалы, созданные пользователями и медиакомпаниями, утверждает издание.

Сотрудники этих редакций - а это, как правило, несколько десятков кураторов, репортёров, редакторов, контент-менеджеров - выбирают материалы, которые потом видят в своих лентах миллионы людей. Например, в Snapchat около 75 человек, которые создают контент, собирают видео и фото происходящих в мире событий, иногда добавляя собственные комментарии к ним. В Twitter таких людей дюжина в США и около тридцати по всему миру.

В Vine, видеосервисе, принадлежащем Twitter, работают от 5 до 10 людей, задача которых состоит в том, чтобы показать пользователям видео, которые они могли пропустить, или которые сама компания хочет продвинуть в массы. Иногда, эти команды работают вместе с медиахолдингами. Питер Хэмби, бывший репортёр CNN, работает с командой из 6 журналистов в Snapchat, в то время как CNN делают контент для рубрики Discover.

В самом Facebook отказались сообщить какие-либо подробности о редакции, отвечающей за продвижения новостного контент, а также о том, кто занимается аналогичным вопросом в принадлежащем Facebook сервисе Instagram. Марк Цукерберг пообещал предоставить общественности результаты внутреннего расследования. Возможно, тогда пользователи и медиа смогут узнать подробности функционирования этой системы.

А как дела с редактированием новостного контекта в соцсетях обстоят в России? За разъяснениями мы обратились к Mail.ru Group, владельцу двух крупнейших российских соцсетей "ВКонтакте" и "Одноклассники". Российский холдинг опроверг какое-либо вмешательство в процесс продвижения в новостных лентах своих пользователей посредством специальных редакций.

"ВКонтакте есть два вида отображения новостей. В хронологической ленте записи пользователей идут подряд по дате и времени их создания. В алгоритмической ("умной ленте") - порядок записей меняется с учетом интересов пользователя, при этом все записи все равно остаются в фиде. Речи об удалении каких-то постов из ленты не идет, меняется лишь порядок," - рассказали представители "ВКонтакте".

"Лента в ОК формируется на основе алгоритма, который учитывает большое количество параметров и критериев, их состав постоянно меняется и определяется исходя из проводимых экспериментов. Помимо прочего, в отличие от других соцсетей, "Одноклассники" обладают уникальной системой "Классов". "Класс" в ОК работает как Like и "решар" одновременно. Это значит, что то, что нравится вашим друзьям, также появится и в вашей ленте", - отметили в "Одноклассниках".

Скандал с Facebook позволил впервые взглянуть феномен соцсетей совершенно с новой стороны. Соцсети всегда рассматривались как независимый способ передать свои идеи, предпочтения, а также отреагировать на какие-то события. Теперь же они заняли промежуточную позицию между IT-компаниями и СМИ, став самым влиятельным каналом воздействия на аудиторию. 

Ни одно СМИ в мире не сможет сравниться по охвату с Facebook, аудитория которого давно перевалила на миллиард человек. Опасения по поводу того, в чьих интересах этот инструмент может быть использован, после истории с "редакторами" Facebook и признаниями других игроков рынка стали более обоснованными.