Для оптимизаторов год был жарким: Яндекс запустил алгоритм «Минусинск» и новый АГС, которые сделали неприемлемо опасными привычные накрутки с помощью SEO-ссылок, а Google порадовал западных коллег «мобайлгеддоном», понижая в выдаче ресурсы, недружественные для мобильных устройств. 

Усиление мобайла и создание качественного контента, полезного пользователям, станут основными темами SEO в наступающем 2016 году. Об этом и других трендах наступающего года рассказал Сергей Петраковский, коммерческий директор агентства интернет-рекламы i-Media.

«Минусинск» и новый АГС

Благодаря Яндексу название сибирского города Минусинска стало знаковым для всей индустрии поисковой оптимизации. Такое имя получил алгоритм, понижающий сайты в поисковой выдаче в среднем на 20 позиций за массовую закупку SEO-ссылок. Представители Яндекса давно говорили, что будут бороться со ссылочным спамом, но никто в это всерьез не верил. Например, Яндекс еще полтора года назад сообщил, что перестал учитывать некачественные ссылки при ранжировании, но весь рынок знал, что автоматизированный линкбилдинг по-прежнему работает и помогает выводить сайты в ТОП.

 

 

Теперь поисковик пошел дальше, устроив показательную порку крупнейших проектов, закупавших SEO-ссылки. В день старта «Минусинска», 15 мая 2015 года, из ТОП-10 пропало множество сайтов во всех тематических категориях, включая, например, holodilnik.ru, в июле та же судьба постигла eldorado.ru и многих других. Поисковый трафик этих проектов пострадал очень сильно, в том числе и чисто брендовый трафик. Например, в какой-то момент сайт сети магазинов «Леруа Мерлен», попавший под «Минусинск», не выводился в ТОПе даже по прямому запросу «Леруа Мерлен». При этом санкции не были массовыми.

Не то чтобы рынок оказался не готов: Яндекс всех честно предупредил за месяц, разослав дополнительные уведомления через Яндекс.Вебмастер самым активным покупателям ссылок. Но оказалось, что невозможно быстро снять все ссылки…  Более того, многие оптимизаторы опасались больших потерь трафика от снятия ссылок и потери позиций. Непонятно было и то, что имел в виду Яндекс, пообещав наказывать сайты, злоупотребляющие SEO-ссылками, а значит, каков безопасный лимит покупки ссылок.

В начале сентября уходящего года Яндекс нанес удар по сайтам, продающим ссылки, заработал обновленный алгоритм АГС, который понижает в выдаче малополезные сайты, созданные для размещения на них ссылочной массы, и обнуляет их ТИЦ (индекс цитирования, определяющий «авторитет сайта» для поисковика).

Я думаю, что для отрасли оптимизации сайтов «антиссылочные» шаги Яндекса - это небольшой минус, который может в дальнейшем перерасти в большой плюс. Наказанные «Минусинском» сайты проваливались в выдаче и не могли выйти из-под санкций минимум по два месяца, а некоторые не могут выйти до сих пор. С другой стороны, ускорились изменения рынка SEO: поточная закупка ссылок стала неприемлемо рискованной для крупных игроков, бывшие магнаты - биржи ссылок - теряют позиции, рушится индустрия бесполезных для пользователя ссылочных сайтов. Идея борьбы за качество интернета, полезность сайтов для пользователя, которую декларируют и Яндекс, и Google, близка многим SEO-агентствам.

Кстати, Google также давно борется со ссылочным спамом и радеет за качество контента с помощью алгоритмов «Пингвин» и «Панда» (они выполняют те же функции, что «Минусинск» и АГС Яндекса). В 2015 году рынок ожидал обновления этих алгоритмов, однако оно было перенесено на начало 2016 года.

Мобилизация SEO и «мобайлгеддон»

Главным событием уходящего года для международного SEO стали шаги Google по пессимизации в поисковой выдаче сайтов, которые расцениваются как недружественные к мобильным устройствам. Так называемый «мобайлгеддон» пока мало затронул Россию. Но лишь потому, что пока сравнительно немногие сайты у нас имеют мобильную версию.

Мобайл – это отдельная большая тема. Доля мобильного трафика быстро растет: по данным LiveInternet на декабрь 2015 года, свыше 59% трафика в Рунете приходится на мобильные устройства. Поисковые системы идут за пользователем и хотят, чтобы в мобильной выдаче присутствовали качественные сайты, которые удобно смотреть со смартфонов. Google постоянно стимулирует к этому вебмастеров и владельцев сайтов, но и Яндекс действует в том же духе. Например, он уже перестал отображать ролики на Flash-технологии в мобильном поиске по видео и анонсировал понижение в выдаче тех сайтов, которыми некомфортно пользоваться с мобильного: просматривать контент, делать заказы и т. п.

В этой ситуации SEO-агентства, которые обычно сами сайты не разрабатывают, должны обращать внимание клиента на важность адаптивного дизайна и мобильной версии. Это можно довольно просто сделать с помощью веб-аналитики: сравнить показатели отказов, коэффициент конверсии по мобильному и по десктоп сегментам, сравнить количество просмотренных страниц. Кроме того, в новом Яндекс.Вебмастере появилась возможность проверить свой сайт на «мобильнопригодность».

 

Фото: Depositphotos

 

По моему ощущению, Яндекс пока не станет вводить шоковые санкции против «немобильных» сайтов, но понижение их позиций в выдаче будет довольно радикальным. И Яндекс, и Google будут отдавать предпочтение сайтам, у которых есть мобильные версии. Момент истины наступит, когда доля посетителей вашего сайта превысит 25%: это та доля, при которой владельцу сайта необходимо думать о мобайле. Неважно, хочет он использовать SEO или нет: важно, что сайт будут смотреть на мобильных устройствах, и он не должен на них позорно выглядеть. Поэтому нужно уже сейчас учитывать интересы мобильных пользователей в веб-разработке. И да - это позитивно повлияет на SEO!

2016-й: борьба за качество

Ключевой тренд 2015 и 2016 годов состоит в том, что поисковые системы все лучше учатся измерять реальную удовлетворенность пользователя – а не поисковой системы! – результатом поиска. Поэтому фокус внимания SEO-специалистов смещается с того, как бы им понравиться поисковой системе и встать на хорошее место в выдаче, на то, чтобы сайт нравился пользователю и был максимально полезным по запросу, по которому люди на него приходят.

Теперь главный перелом должен произойти в сознании клиентов, которые пока не всегда готовы принять новые правила игры и переходить от привычной закупки ссылок к работе над качеством своих же сайтов. Чтобы остаться в поисковом ТОП-10, необходимо проработать свой проект по списку из примерно 80-ти пунктов, – работать с поведенческими факторами, с коммерческой составляющей, с дизайном и так далее, а самое главное, придется в это вкладывать деньги.

Сейчас предложения доработать сайт часто воспринимаются заказчиком как оправдание: он хочет не сайт менять, а попасть в ТОП результатов поиска! Однако теперь это будет попросту невозможно без вдумчивой работы над качеством сайта, и ее нельзя будет полностью делегировать агентствам, устранившись от совместной работы. Нужно плотно работать с контентом и шлифовать сайт с учетом требований поисковиков, тестировать разные площадки и гипотезы, вести грамотный PR, учитывающий интересы SEO (для начала, ставить ссылки в статьях и пресс-релизах!). Оптимизатор превращается в менеджера проекта, который всем этим управляет и понимает, в каком направлении работать и в следующем году, и через год.

Вывод сайта в ТОП и раньше занимал до полугода, с введением новых «антиссылочных» алгоритмов Яндекса и Google эти сроки увеличатся. SEO-отрасль перестает работать со ссылками в прежнем формате - но важность точечной закупки ссылок никто не отменял. Возрастет спрос на качественный контент и тех, кто сможет его производить - а значит, вырастут цены на копирайт и размещение.

Нас ждет интереснейший 2016 год, и самым результативным в плане поискового продвижения он будет для тех сайтов и проектов, кто максимально оперативно перестроится на качественную работу над сайтом в целом и над контентом в частности. 

Текст: Сергей Петраковский, коммерческий директор i-Media