К концу 2015 года месячная аудитория Рунета достигла 83 млн человек — столько россиян старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. По данным Фонда «Общественное мнение», проникновение составило 67%; группа TNS зафиксировала 68%. Города-миллионники достигли потолка, здесь аудитория почти перестала увеличиваться, следует из исследования «Яндекса». Единственным резервом для дальнейшего роста в крупных городах являются люди старше 45 лет.

Зато в городах с населением меньше полумиллиона и в сёлах число пользователей продолжает расти. Там несколько миллионов людей молодого и среднего возраста пока не пользуются интернетом. Согласно TNS Web Index, во втором полугодии 84% пользователей использовали больше одного устройства для выхода в сеть,например, рабочий и домашний компьютеры или компьютер и мобильное устройство. Более половины аудитории использует мобильные устройства наряду с компьютерами, а пятая часть и вовсе выходит в интернет только с них.

Вполне естественно, что проникновение мобильного интернета особенно высоко среди молодых людей — около 90% пользователей младше 35 лет выходят в интернет с мобильных устройств (только с них или наряду с десктопами). По возрастным категориям в целом проникновение составляет 73%.

 

 

«Яндекс.Метрика» зафиксировала, что 29% всех визитов на сайты совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов пришлось на телефоны, при этом доля планшетов незначительно снизилась. За год Android и Windows Phone укрепили свои позиции за счёт старых устройств на Java, Symbian и bada. Доля iOS среди мобильных телефонов осталась прежней, а на планшетах платформа Apple впервые уступила конкуренту.

Хотя смартфоны берут количеством, активность пользования интернетом через браузер на планшетах выше. Как показывает статистика «Яндекс.Браузера», с десктопа выходят в среднем 11–12 раз в неделю и проводят в интернете более пяти с половиной часов. С мобильного телефона в сеть выходят в среднем 7–8 раз в неделю на 1 час 38 минут. Таким образом, если человек пользуется и компьютером, и телефоном, то за неделю он в среднем 19 раз выходит в сеть, где проводит более семи часов.

 

 

В среднем за неделю с одного устройства просматривается примерно 13 различных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. «Яндексу» удалось выделить 28 сервисов, которые востребованы пользователями Рунета вне зависимости от географии. На них приходится треть просмотров страниц из каждого города. Самыми популярными сайтами являются соцсеть «ВКонтакте», онлайн-классифайд Avito, портал Mail.ru, соцсеть «Одноклассники», видеохостинг YouTube, а также китайский интернет-магазин Aliexpress.

Стоимость фиксированного широкополосного доступа заметно различается от города к городу. Средняя ставка самого дешёвого безлимитного тарифа составляла 404 рубля, при этом в Якутске или Новом Уренгое домашний безлимит обойдётся в 950–1000 рублей, а в Петрозаводске или Севастополе — в 150–300 рублей. Менее заметная разница (в 3–4 раза) наблюдается в мобильном интернете. Средняя ставка составляет около 280 рублей, дороже всего доступ на Дальнем Востоке и в Москве, дешевле всего — в Крыму, Поволжье и на Северо-Западе.