Фото Depositphotos

 

Россияне в полной мере ощутили экономический кризис лишь под конец 2015 года: об ухудшении своего финансового положения говорят две трети наших сограждан. При этом, значительная часть жителей России уверена, что ситуация продолжит ухудшаться. Люди начали экономить не только на крупных и дорогостоящих покупках, путешествиях и технологических новинках, но и на самом необходимом. Вернулась практика не финансовых накоплений, а продуктовых запасов.

Агентство маркетинговых исследований IRG представило результаты четвертой волны опроса, который прошел в октябре 2015 года. На вопросы о том, как за последние полгода изменилась экономическая ситуация и как она повлияла на потребителя, ответили 1200 респондентов, представляющих экономически активную часть населения (мужчины и женщины в возрасте 18-55 лет, проживающие в городах-миллионниках России).

 

Дарья Бабанина, генеральный директор агентства IRG


Характеризуя покупательское поведение, можно отметить, что за последние полгода изменился процесс принятия решения о покупке. Потребители готовы больше времени тратить на то, чтобы сделать осознанный выбор, иметь возможность сравнивать и выбирать наиболее выгодное для себя предложение, прежде всего, по ценовому критерию.

Таким образом, алгоритм коммуникации с потребителем требует нового взгляда и подхода на всех ее этапах начиная от презентации продукта до правильного определения его места на полке в магазине.

 

 

Очередная волна ослабления рубля в августе 2015 года («чёрный понедельник»), продолжающийся спад ВВП (на 4,3% в третьем квартале 2015 года) провоцируют рост пессимистических настроений в обществе. Доля россиян, обеспокоенных экономической нестабильностью в стране, продолжает расти – 64% отметили ухудшение за последние полгода. При этом доля тех, кто заметил позитивные сдвиги в экономике за последнее время, стала существенно меньше – всего лишь 7% опрошенных поддержали позитивный тренд изменений.

 

 

Позитивный настрой, который наблюдали в первом полугодии 2015 года, сменился вернувшейся неуверенностью потребителей в завтрашнем дне: только 13% ожидают улучшения экономических условий до конца года.

 

 

Большинство потребителей (85%) стали уделять внимание промо-акциям и скидкам, которые предлагают производители и розничные сети. В условиях жесткой экономии покупатель готов отказаться от привычных брендов и перейти на более выгодные акционные товары. В процессе покупки растет доля решений о выборе бренда или товара, которые покупатель принимает непосредственно в магазине у полки под влиянием специальных предложений.

Растет популярность экономичных форматов торговли – более половины потребителей (63%) за последние полгода стали чаще рассматривать возможность покупки в дисконт-центрах и стоковых магазинах. Целевая аудитория подобных каналов продаж расширяется, меняется портрет посетителя.

Эффект от введенных экономических санкций и антисанкций отразился и на том, что россияне активнее поддерживают отечественного производителя – более половины потребителей (63%) стали чаще приобретать товары российских брендов. Закономерно растет доля покупок в Интернет – за последние полгода 42% россиян стали чаще делать покупки в Интернете, ожидая более выгодные предложения по сравнению с традиционными розничными магазинами.

 

 

В период нестабильной экономической ситуации потребители с осторожностью относятся к большим тратам, предпочитая сохранить деньги на случай, если ситуация в стране не стабилизируется в ближайшее время. Большинство потребителей (93%) в 2015 году отказались от дорогостоящих покупок, а также планов, связанных с существенными финансовыми тратами.