Ритейлеры планируют переложить все издержки, связанные с новым законом о торговле, на поставщиков. Сразу после принятия закона «Магнит» втрое увеличил штрафы за нарушение условий поставок, но краснодарская сеть - не единственная компания, которая пытается сгладить последствия поправок Ирины Яровой. Как показал федеральный мониторинг, меры по защите поставщиков оборачиваются против самих контрагентов.

Изменения, внесенные в закон «О торговле», среди прочего предусматривают двукратное сокращение ретробонусов - вознаграждения, которое поставщики платят ритейлерам за продвижение и оборот своих товаров. Естественно, что сети решили компенсировать потери. Теперь крупные компании требуют перевести все выплаты, ограниченные законом, в скидки. Вдобавок они предлагают прибавить к скидке сумму НДС, сообщает «Газета.Ru». Ритейлеры объясняют это тем, что ранее ретробонусы не облагались НДС.

В ходе переговоров торговые сети стремятся компенсировать и издержки по кредитам. Так, от поставщиков требуют включения в скидку сумм кредита, который ритейлеры будут вынуждены брать. Такую скидку предлагается рассчитывать исходя из ставки кредитования 18%.

Некоторые компании создают отдельные юридические лица и принуждают своих контрагентов заключать с ними договоры на маркетинговые слуги, чтобы сохранить плату за услуги по продвижению товаров. Фактически заключение такого договора означает сохранение платы за «фальш-маркетинг» и иных выплат, запрещенных законом, говорится в материалах наблюдателей.

Сохранить привычную модель отношений с поставщиками не удастся, говорят участники рынка. Условия будут пересматриваться в индивидуальном порядке. В бесспорном выигрыше окажутся крупные и хорошо локализованные поставщики либо те, кто предлагает эксклюзивный товар, считает президент Мясного союза Мушег Мамиконян.

По его мнению, несмотря на всевозможные уловки со стороны ритейлеров, новый закон сделает рынок более конкурентным. Главным достижением он называет определенные и приемлемые сроки оплаты, вторым по важности - возможность для регулятора определить фактическую цену на поставленный товар и рассчитать настоящую наценку торговой сети.

 


Иллюстрация Depositphotos

 

Закон Яровой лишает ритейлеров определенного рычага давления на поставщиков и «официальных откатов», говорит участник рынка. В связи с этим сети обеспокоены и даже «притормозили» переговоры с новыми поставщиками. Средние и небольшие сети пережидают, желая сориентироваться на крупных игроков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже готовит два пакета разъяснений: один касается вступления закона в силу, понятия «торговая сеть», услуг по продвижению товаров, условий отбора контрагентов, совокупного размера вознаграждения и некоторых других вопросов. Второй будет подготовлен в соавторстве с Минпромторгом и коснется порядка оформления промоакций, маркетинговых и иных услуг.

Не исключено, что ряд услуг могут признать неотъемлемыми элементами той или иной технологии продаж, которую применяет торговая сеть. В этом случае они не будут рассматриваться как отдельные самостоятельные услуги, а поставщику предоставят на выбор ту или иную технологию продаж. Все это должно отражаться в договорах или в дополнениях к ним.

Поправки к закону о регулировании торговой деятельности были подготовлены группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой и подписаны президентом 3 июля этого года. Новый закон запрещает ритейлерам взимать плату за право поставок, изменение ассортимента товаров, требовать возмещения расходов за утраченные и поврежденные товары, если это произошло не по вине поставщика, и вводит целый ряд других правил.