Судьбоносные события проходят совершенно незаметно для отечественной рекламной отрасли: как стало известно Sostav.ru, в скором будущем будет осуществлено объединение коммуникационных рынков России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении в рамках договора о Евразийском экономическом союзе.

Напомним, что ЕАЭС – международная организация региональной экономической интеграции, договор о создании которого вступил в силу 1 января 2015 года. Согласно декларируемым задачам, Союз создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения перечисленных выше государств-членов.

ЕАЭС призван обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Как выяснил Sostav.ru, интеграция коснется и отрасли рекламно-коммуникационных услуг – работа в этом направлении ведется полным ходом.

Весной 2015 года в Минске прошла конференция «Законодательное и техническое регулирование наружной рекламы в государствах – участниках ЕАЭС», в рамках которой был создан межгосударственный рекламный совет (МРС ЕАЭС). Эта структура должна была в дальнейшем обеспечивать эффективную коммуникацию между чиновниками и профессиональными объединениями.

Координатором рабочей группы совета был назначен председатель комитета по рекламе Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты РФ, президент Ассоциации операторов наружной рекламы и генеральный директор ЗАО «Постер» Кирилл Опарин. К определяющей роли представителей рынка наружной рекламы в обсуждении данного проекта мы вернемся ниже.

Каким образом будет осуществляться экономическая интеграция стран-участниц ЕАЭС, корреспонденту Sostav.ru рассказал Аскар Кишкембаев, Руководитель Секретариата Члена Коллегии (Министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК.

 


Аскар Кишкембаев, фото пресс-службы ЕЭК

 

- Какова главная цель и сроки формирования единого рынка рекламных услуг?

- Главной целью формирования единого рынка рекламных услуг, как и других, является обеспечение гармоничного развития и сближение экономик стран Союза, обеспечение устойчивого роста деловой активности, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции, устранение барьеров для движения товаров и услуг, создание надлежащих условий для функционирования Евразийского экономического союза.

В рамках Договора о Союзе, вступившего в силу 1 января 2015 года, страны Союза взяли на себя обязательство стремиться к распространению на взаимной основе правил единого рынка услуг на максимальное количество секторов. Порядок и этапы формирования единого рынка услуг по отдельным секторам предусматриваются планами либерализации, которые разрабатываются на основании согласованных предложений стран Союза и Евразийской экономической комиссии и утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом.

Так, решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года №30 утвержден перечень секторов услуг (21 сектор), по которым формирование единого рынка услуг будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода), и установлена последовательность действий правительств стран Союза и ЕЭК. Одним из секторов, вошедших в этот перечень, являются услуги
в области рекламы.

- Каким образом будет функционировать единый рынок рекламных услуг?

- В Договоре о Союзе определены критерии единого рынка услуг, в том числе в области рекламы, которые предполагают, предоставление странами Союза участникам того или иного рынка, права осуществления своей деятельности на всем пространстве Союза на принципах:

- национального режима, режима наибольшего благоприятствования, без дополнительных ограничительных мер, в том числе количественного и инвестиционного характера;

- автоматического признания лицензий и иных разрешительных документов, а также квалификации персонала услугодателя;

- без дополнительного учреждения в форме юридического лица (достаточно, например, создания филиала или представительства).

Таким образом, к поставщикам или получателям услуг, самим услугам, отнесенным к секторам единого рынка, неприменимы:

- изъятия из режимов и дополнительные ограничительные меры, в том числе количественного и инвестиционного характера;

- любые иные ограничения и требования, возможность использования которых предусмотрена Договором.

В рамках единого рынка услуг определятся и реализуется принцип признания разрешительных документов, выраженный в том, что, когда государства-члены Союза требуют от поставщика услуг представления лицензии, сертификата, свидетельства или любого иного документа, удостоверяющего выполнение некоторого требования, они принимают любой документ другого государства-члена, который имеет эквивалентную функцию или из которого следует, что соответствующее требование выполнено.

То есть как услугополучатели, так и услугодатели находятся в равных условиях и при этом вправе использовать все преимущества конкуренции юрисдикции.

- Как изменятся правила игры на рекламном рынке?

- Что касается того, как изменятся правила игры на рекламном рынке, необходимо отметить следующее. Несмотря на определенные различия в правовом регулировании, в целом, нормативные положения и принципы в странах Союза, лежащие в основе законодательства в области рекламы, эквивалентны. Однако в целом условия для работы в рекламной сфере станут проще.

К примеру, рекламопроизводителю в рамках единого рынка рекламных услуг из одной страны ЕАЭС будет проще работать на рынке другой страны Союза. Так, российский рекламопроизводитель сможет оказывать услуги в сфере рекламы без ограничений и изъятий в другой стране ЕАЭС, просто открыв филиал.

- Кто из представителей отрасли принимал участие в обсуждении?

- Вопросы разработки проектов планов либерализации секторов услуг открыты для широкой общественности. В этой работе участвуют как представители регуляторов стран Союза, так и предприниматели. Основная часть работы по разработке проектов планов либерализации возложена на Евразийскую экономическую комиссию и правительства стран ЕАЭС. В частности, специально создана Рабочая группа по подготовке планов либерализации услуг в сфере рекламы. В состав рабочей группы вошли как чиновники, так и представители профильного бизнеса.

В настоящее время проект плана либерализации по рекламе предварительно согласован членами рабочей группы и направлен в правительства стран Союза. В ближайшее время план будет внесен на рассмотрение Коллегии Комиссии и после его одобрения рассмотрен на заседании Совета Комиссии на уровне вице-премьеров, затем внесен на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета на уровне президентов стран ЕЭАС.

Есть уверенность в завершении всех вышеприведенных процедур и начале практической реализации утвержденных планов либерализации уже в этом году.

- Все ли страны согласились с предложенным сроком объединения рекламных рынков?

- Текущая стадия подготовки проекта плана либерализации сектора услуг в области рекламы не позволяет говорить о какой-либо позиции стран Союза в отношении предложенных сроков объединения рекламных рынков, однако основная часть экспертов, участвующих в работе над проектом плана, поддерживает предложенные Комиссией сроки этапов его реализации (рекламные услуги предполагается отнести к единому рынку в 2018 году). При этом существует мнение отдельных экспертов из регуляторов в Республике Беларусь и Кыргызской Республике о необходимости более длительного переходного периода в вопросе формирования единого рынка в области рекламы, по крайней мере, для этих двух стран.

- Есть ли уже отзывы от представителей рынков?

- Как уже отмечалось выше, в работу вовлечен широкий круг лиц, в том числе и представители участников рынка, которые положительно относятся к скорейшему формированию единого рынка услуг в области рекламы в рамках Евразийского экономического союза.

 

По информации источника Sostav.ru в «союзных» республиках, в региональные отраслевые ассоциации действительно были направлены запросы комментариев по поводу грядущей интеграции, отзывы должны были поступить до 1 мая 2016 года. Однако, к крупнейшей российской ассоциации рекламистов – АКАР – подобных обращений не было, что подтвердил ее исполнительный директор Валентин Смоляков.

 


 

Валентин Смоляков, исполнительный директор Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)


К нам по непонятной причине по данному вопросу никто не обращался. Что за "участники рынка" вовлечены в этот вопрос, мы не знаем. Если инициаторов интересует мнение компаний, которые действительно работают на рынке рекламных услуг в России, мы считаем, что необходимо подключать АКАР. Но на сегодняшний день никаких официальных и неофициальных обращений мы не получали.

Что касается самого проекта, я не понимаю, что этот процесс интеграции может дать. У очень многих игроков есть филиалы и в Армении и Казахстане, в меньшей степени в Беларуси, но тоже есть. Все работают успешно не первый год. Что тут еще можно сделать, и нужно ли? Вряд ли это будет иметь полезное действие.

 

 

Начальник Управления информационной политики и связей с общественностью Московской торгово-промышленной палаты Николай Фигуровский рассказал Sostav.ru, что российскую рекламную отрасль в обсуждении проекта представляли семь человек, в числе которых только два представителя рекламного бизнеса, причем оба представляют рынок аутдор: это Елена Михайлова, представитель комитета по рекламе московской ТПП и глава юридического департамента Gallery, а также Светлана Задачина, зампред Технического комитета 467 при Росстандарте и заместитель директора компании «Постер» по правовым вопросам. Остальные участники обсуждения от России - это представители госструктур (один чиновник из ФАС и четверо из Минэкономразвития).

Информация о грядущей интеграции рекламных рынков в рамках Евразийского экономического союза стала новостью не только для АКАР, но и многих крупнейших игроков на российском рекламном рынке - и селлеров, и байеров. Мы попросили представителей одной из крупнейших на российском рынке медиарекламных групп проанализировать, что даст подобное объединение.

 


 

Андрей Брайович, генеральный директор Media Direction Group


С точки зрения HR, у нас и так достаточно много присутствует людей из стран СНГ - лучшие кадры всегда стремились в Москву, у нас достаточно открытый рынок. Что касается лицензий на рекламные агентства, то их не существует в нашей отрасли. Рынок конкурентный, коллеги из других стран точно так же могут размещать рекламу и получать такие же конкурентные цены, как и российские агентства.

У многие игроков, особенно крупных сетей в данных странах есть свои представительства, партнеры. Поэтому я не вижу тут каких-либо возможных изменений для основных игроков. Данная инициатива скорее институализирует то, что есть сейчас, но без каких-либо деталей что-то точнее сказать нельзя.

Тут важно держать руку на пульсе, чтобы какие-либо закондательные акты не ухудшили и без того не самое лучшую ситуацию в рекламной индустрии. Мне кажется, что правильно было бы как минимум провести круглый стол, тем более, что у нас есть площадка - АКАР.

 

 

Объединение рекламных рынков в рамках межгосударственного договора - это процесс неминуемый, однако на данный момент для участников рынка является малопонятным как механизм объединения, так и его бенефиты. Единственный способ исправить ситуацию - наладить взаимодействие с отраслевыми организациями в России, реально представляющими рекламный бизнес, которые оказались за бортом важнейшего для отрасли события.