Скриншот популярного Телеграм-канала "Бывшая"

Вчера, 28 июня, подошла к финалу история с блокировкой Telegram в России, которая не сходит со страниц СМИ и соцсетей уже вторую неделю. Основатель мессенджера Павел Дуров указал на открытые источники с данными о компании, а Роскомнадзор согласился самостоятельно внести их в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Баталии Дурова и Роскомнадзора можно считать состоявшейся PR-акцией и, возможно, только первым актом этой громкой истории.

Рука ФСБ

Внесение мессенджера в реестр ОРИ выглядит довольно противоречивым. Дуров согласился на регистрацию данных о Telegram, но не на соблюдении «пакета Яровой» и других российских законов, следует из его поста в VK.com.

Компромисс с властями — это не просто регистрация данных, но и выполнение 97-ФЗ («О блогерах и организаторах распространения информации»), который обязывает собирать, хранить и предоставлять правоохранителям метаданные пользователей, а с июля следующего года — еще и 374-ФЗ («Пакет Яровой»), который требует доступа к переписке и звонкам в мессенджере, уточняют в общественной организации РосКомСвобода.

«Глупо предполагать, что после внесения в реестр ОРИ российские спецслужбы успокоятся сами и оставят в покое Павла Дурова. Скорее всего, будут предприняты попытки заставить выполнять возложенные на участника реестра ОРИ обязательства по 97-ФЗ и 374-ФЗ. Опять-таки под угрозой блокировки данного мессенджера. Проблема будет просто отсрочена, но не разрешена. Как будут происходить запросы от ФСБ и что именно администрация Telegram будет предоставлять компетентным органам по их запросы — это всё будет общественно непрозрачной историей», — объясняют в РосКомСвободе.

В Сети высказывается предположение об участии ФСБ в диалоге Роскомнадзора и Павла Дурова. Возможно, именно сейчас у правоохранителей возник повышенный интерес к коммуникациям в Telegram, для чего разговор с Павлом Дуровым и был выведен в общественное поле с помощью Роскомнадзора.

PR-ход  

Масштабное обсуждение в СМИ и соцсетях возможной блокировки Telegram уже окрестили удачной PR-кампанией мессенджера. Была ли она стихийной благодаря Роскомнадзору или спланированной самим Telegram, но однозначно принесла рост аудитории приложения и отдельных каналов, а также маркетинговой привлекательности этого инструмента.

Сервис для аналитики групповых чатов в Telegram Combot зафиксировал рост числа активных пользователей в российском сегменте мессенджера на 10% и активности (например, в групповых чатах) на 5%, говорится в сообщении канала Телеграм-маркетинг от 27 июня 2017 года.

Telegram поднялся на первое место по количеству скачиваний в App Store и Play Market. В результате PR-кампании мессенджер может получить до 300-400 тыс. новых пользователей, добавляют в Телеграм-маркетинге со ссылкой на Combot.

На волне сообщений о возможной блокировке мессенджера взлетел не только сам Telegram, но и отдельные каналы. В Сети обсуждается феномен канала «Бывшая», который появился 12 июня 2017 года и к настоящему моменту набрал почти 45 тыс. подписчиков. Формат «Бывшей» — внезапно приходящие сообщения якобы от бывшей девушки — стали массово копировать в Telegram (например, канал «Бывший»).

Telegram — новый маркетинг  

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) называет Telegram потенциально новым рынком, части мобильной экономики России, с аудиторией в 8 млн. пользователей.

Telegram становится популярным маркетинговым каналом. В РАЭК отмечают, что для многих компаний сервис стал важным инструментом связи с клиентами: это и каналы с новостями компаний, и телеграм-боты, которые отвечают на типовые вопросы потребителей, и оплата товара в Telegram.

«По оценкам Федора Скуратова, генерального директора Combot и создателя первой рекламной биржи в Telegram, российский рынок рекламы в Telegram составляет около 10 млн рублей и продолжает интенсивно расти (в декабре 2016 года он оценивался в 3 млн.)», — говорится в сообщении РАЭК.