Иллюстрация Fotolia

 

В преддверии Дня работников рекламы, который отмечается 23 октября, россияне рассказали, какая реклама их особенно раздражает. Как выяснил Исследовательский центр портала Superjob.ru для Sostav.ru, самое частое определение к этому слову – «назойливая».

Отечественная реклама вызывает у россиян по большей части негативные эмоции. К такому неутешительному выводу приводят результаты опроса 1000 экономически активных взрослых респондентов из всех регионов страны. На вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «реклама», каждый девятый респондент (11%) ответил «негативные». В эпитетах недостатка не было: «Кошмар!»; «Ужас!»; «Гадость!»; «Ад». Позитивных ассоциаций куда меньше – только 2%.

Каждый десятый опрошенный вспомнил устойчивое выражение «Реклама – двигатель торговли». Уподобляют рекламу «надоедливой мухе» 9% россиян. Правда, 7% уже смирились с ее жужжанием из всех источников звука и изображения: «Ничего, привыкли, она везде».

Каждый двадцатый респондент (5%) уверен, что реклама – это способ обмана потребителей, самое настоящее «надувательство» и «мошенничество». Еще 5% впадают от рекламы в ярость и признаются, что действует она на них как «красная тряпка на быка». «Надоела!» - лаконично сказали следующие 4% опрошенных.

Лишь трое из сотни россиян видят в рекламе что-то положительное – например, «информацию» или «продвижение» товаров и услуг. 2% расценивают ее как «спам» и «впаривание ненужного». Впрочем, и этот спам может кому-то быть полезен: 2% респондентов признались, что сами работают в рекламной сфере, и это их главный источник дохода.

Около четверти россиян (23%) при слове «реклама» вспоминают другие понятия или вещи. Прежде всего – телевизор, с которым ассоциируют рекламную информацию 3% россиян. Вспоминались респондентам также баннеры, глянцевые страницы журналов, а с ними и самые популярные товары, которые рекламируются в СМИ: шоколадки, шампуни, памперсы и пр. Многие отмечали, что реклама – это в первую очередь «деньги», выгодный бизнес, средство пиара. 18% свои ассоциации назвать затруднились.

Одно хорошо: не вся реклама одинаково раздражает. Некоторые ее виды люди воспринимают достаточно спокойно. Так, титул «наименее раздражающей» по праву достался рекламе в интернете. Об этом сказали 30% респондентов. По их мнению, главное достоинство интернет-рекламы по сравнению с телевизионной или на радио – то, что от нее «можно избавиться» или блокировать. Эта реклама может быть беззвучной и ненавязчивой, что люди тоже отмечают как явный плюс.

Впрочем, за последних года успела поднадоесть и она: раньше интернет-реклама не раздражала 36% россиян. Видимо, сказалась ее растущая агрессивность, размещенные повсюду навязчивые ссылки, всплывающие в самый ненужный момент лишние окна и баннеры, а также усилия хакеров и спамеров.

Рекламу на ТВ считает наименее раздражающей лишь каждый пятый опрошенный. Судя по комментариям респондентов, большинство из них просто редко смотрят телевизор. Остальные привыкли, приобрели своего рода иммунитет и даже порой ждут появления особенно полюбившихся роликов.

«Иногда рекламные ролики сделаны настолько качественно, что их интересно смотреть…» Большое достоинство телевизионной рекламы с точки зрения россиян – то, что она позволяет сделать паузу в просмотре передачи или фильма, «перекурить, позвонить и многое другое». Нет худа без добра.

Рекламу на радио сочли наименее навязчивой 18% опрошенных. Преимущества радиорекламы – отсутствие «визуального ряда» и то, что «она короткая». Кроме того, если радио слушать в фоновом режиме, реклама почти «не напрягает».

Затруднились выбрать наименее раздражающую рекламу 32% опрошенных. А большинству россиян на нервы действует любая реклама: «Бывает, что везде раздражает». Разве что тех, кто профессионально работает в этой сфере, род занятий обязывает пристально следить за такой информацией, не раздражаться, а делать полезные выводы и перенимать опыт.

Но в большинстве случаев потребитель современной российской рекламы следует примеру одного из респондентов: «Когда она включается, я отключаю мозги». Но в этом обычные люди несколько заблуждаются. Профессионалы знают, что даже «фоновая», раздражающая, навязчивая реклама все равно достигает свой цели. Иначе бы таких денег на нее никто бы просто не тратил и эфир ею не заполнял.

Методология: в исследовании принимали участие 1000 человек из 137 населенных пунктов по всей России, экономически активные, старше 18 лет.