Компании постоянно ищут пути повышения продуктивности и производительности сотрудников, создавая зоны отдыха в офисах, упрощая стиль одежды и т.д. К этому все уже привыкли. Сейчас набирает популярность еще один инструмент повышения эффективности - игра с графиком работы, который некоторые компании начали варьировать на свой лад. При этом, большинство работодателей не изменяют традициям и остаются приверженцами 8-часового трудового дня. В попытке перевернуть внутреннюю жизнь компаний основатель стартапа Buffer Лео Вайдрич рассказал, как можно работать эффективнее, не работая долго.

Buffer - программа, предназначенная для планирования постов в основных соцсетях: Twitter, Facebook, Pinterest, LinkedIn & Google+. Компанию в 2010 году в Сан-Франциско основали двое европейских эмигрантов - Джоэл Гаскойн и Лео Вайдрич, который сейчас занимает должность операционного директора. Для своих клиентов Buffer предлагает широкий набор инструментов, в том числе - более 5 тысяч фотографий для создания постов.

По данным Бюро Трудовой Статистики Министерства Труда США, среднестатистический американец в среднем работает 8,8 часов день.

 

По мнению Лео, 8 часов - значительный период времени, однако он не гарантирует своевременное выполнение задач, которое стоит перед сотрудником. Каждый справляется со своими обязанности в разное время, и подход к тайм менеджменту должный быть индивидуальным. Об этом свидетельствует немало историй успеха людей, которые работали по 4 часа в день и по 16 часов в сутки, и добивались прекрасных результатов.

Основатель Buffer провел несколько исследований чтобы понять, когда и почему в сознании работодателей прочно укоренился 8-часовой рабочий день. Выяснилось, что этот график родился в эпоху Промышленной революции. В конце 18-го века компании пытались максимизировать использование оборудования, не выключая его 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Для сотрудников же это означало, что нужно работать от 10 до 16 часов, чтобы выполнить свою норму.

Вскоре тяжелый график начал утомлять людей, и на "баррикады" вышел английский социалист-утопист Роберт Оуэн, который начал кампанию против неустойчивого и длинного рабочего дня. Именно он предложил лозунг «8 часов – на труд, 8 – на отдых, 8 - на сон», который подстегнул профсоюзные движения в Великобритании, Германии и другие страны Европы на собственные акции.

Тогда компании стали задумываться об идее Оуэна, и первым предприятием, которое ввело 8-часовой трудовой день, стало Ford Motor Company. В 1914 году стандартный рабочий день в компании сократился до восьми часов, а за задержку на рабочем месте служащим выплачивали двойные сверхурочные. Для многих промышленных отраслей это стало шоком. Чуть позже стало заметно, что производительность концерна увеличилась, а позже в течение двух лет в 2 раза увеличилась прибыль.

Другие компании последовали примеру Ford и приняли восьмичасовой рабочий день в качестве единого стандарта. С тех пор ничего не изменилось - работодатели следуют вековой практике, которая не одобрена наукой и уже не вписывается в современную "креативную" экономику. Вайдрич приводит в качестве довода цитату американского писателя Тони Шварца, который говорит: "Управляйте вашей энергией, а не временем".

Шварц объясняет, что в человеке каждый день преобладают различные виды энергий:
- Физическая энергия: Здоров ли ты?
- Эмоциональная энергия: Насколько ты счастлив?
- Психическая энергия: Как хорошо ты можешь сосредоточиться на чем-то?
- Духовная энергия: Почему вы все это делаете? В чем заключается ваша цель?

Лео считает, что любой человек может сосредоточиться на задаче и выполнить ее за 90-120 минут. После этого сотруднику нужен 20-30 минутный перерыв, чтобы можно было расслабиться и зарядиться энергией. После этого человек будет готов выполнять новые задачи и достигать высокой производительности - той планки, которая перед нами стоит.

Время для отдыха нужно для ультрадианных циклов - процессов эндогенной природы человека, которые длятся около 90 минут.

 

Таким образом, вместо мысли "Что я могу получить за 8 часов в день?" Вайдрич предлагает думать так: "Что я могу сделать за период в 90 минут?".

Чтобы 90 минут прошли более эффективно и продуктивно, сотруднику нужно научиться концентрироваться. Исследователь Джастин Гарднер писал, что сфокусироваться можно за 2 этапа, которые выполняет мозг:

1. "Повышение чувствительности": Усвоение всего объема информации, из которого потом вы обращаете внимание на нужную вам. Это похоже на размытое изображение, которое медленно проявляется.

2. "Эффективный подбор": Происходит установка на определенную задачу, которая вводит нас в состояние "потока". Тогда и начинается ее воплощение.

 

В своей научной работе Гарднер пришел к выводу, что для продуктивной работы нужно избегать многозадачности, чтобы ни на что не отвлекаться, а также избавиться от всех отвлекающих факторов, даже если перед нами стоит только одна задача.

Без лишних раздумий Лео Вайдрич решил опробовать все эти данные на собственных сотрудниках в Buffer. Он вывел несколько принципов, которые уже помогают предпринимателю увеличивать производительность труда его небольшого коллектива:

Усиление актуальности задачи. Трудно сконцентрироваться на деле, если оно не имеет четких сроков выполнения. Поэтому, нужно задавать сроки себе самому и назначить себе вознаграждение - чашку кофе с пирожным или прогулку в ближайшем сквере.

Разбивайте день по 90 минут. Вместо того чтобы думать о часах, разделите весь свой день на 90-й минутные окна или несколько частей. Таким образом перед вами будут стоять, к примеру, четыре задачи, которые будет выполнять намного легче.

Планируйте отдых так, чтобы вы на самом деле смогли отдохнуть. "Сильный человек не тот, кто работает быстрее, а тот, кто умеет оптимизировать время отдыха," - говорит Тони Шварц. Люди так много работают и так заняты, что забывают планировать отдых. Вот несколько идей: дремать, читать, медитировать, кушать.

Никаких гаджетов. Никаких уведомлений. Это лучший совет из всех. Звонки, смски и друге уведомления отвлекают как от работы, так и от отдыха. Просто отключите все устройства, которые могут вам помешать, и вы увидите, как легко сконцентрироваться на деле.