Современный мегаполис – сложный организм, в котором происходят множество процессов, живут миллионы людей и находятся тысячи объектов инфраструктуры. Разобраться в особенностях его функционирования подчас сложно даже местным жителям, что уж говорить о туристах. Поэтому единые и понятные визуальные решения в навигационной, транспортной, информационной системах большого города приобретают все большее значение вместе с ростом самого города.

В крупных мировых центрах притяжения туристов (Нью-Йорк, Париж, Лондон и т.д.) над проблемой унификации, упрощения и повышения удобства взаимодействия человека с городом бьются уже не первое десятилетие. Для 12-миллионной Москвы с ее масштабами, агломерацией, развитой, но весьма дифференцированной и плохо связанной транспортной системой, растущими туристическими потоками принятие внятной политики в области урбанистики стало в последние годы жизненно необходимым.

Транспортная система Москвы включает не только метро и наземный общественный транспорт, но и такси, пригородные поезда, а также речной и воздушный транспорт. Логичным шагом для развития городской системы было бы объединение всех этих видов городского транспорта в связную систему с единым визуальным стилем и навигацией, понятной и россиянам, и иностранцам.

Именно такой проект на прошлой неделе был представлен Департаментом транспорта Москвы: креаторами международного сетевого агентства Saatchi & Saatchi были созданы единый знак, а также визуальный стиль для всей системы общественного транспорта столицы.

При разработке знака специалисты опирались на общественное мнение, а также на исторические принципы становления Москвы и ее развитие по радиально-кольцевому принципу. Из нескольких предложенных креаторами вариантов был выбран проект «Отпечаток Москвы»: при проведении фокус-групп респонденты отмечали, что данный знак похож на Бульварное и Садовое кольца, «Кольцевую» линию метрополитена, МКАД, отпечаток пальца и геометку.

Именно новый знак и соответствующая айдентика лягут в основу создания единого транспортного бренда столицы, который призван вывести Москву на новый уровень комфорта для жителей и туристов. Sostav.ru решил выяснить у экспертов в области брендинга дизайна, что они думают о проекте, в чем его значимость для специалистов и обычных горожан. Анна Луканина, исполнительный директор агентства Depot WPF и вице-президент EPDA, считает, что значимость проекта прежде всего в том, чтобы Москва обрела все атрибуты цивилизованной европейской столицы.

«Грамотно выстроенная транспортная система – один из безусловных признаков развитого мегаполиса. Для местных жителей это будет также позитивная перемена к лучшему - возможность комфортного и цивилизованного передвижения по городу. А для туристов единая транспортная система Москвы - вещь просто необходимая. Сейчас гости Москвы в лучшем случае пользуются только метро и «Аэроэкспрессом». Думаю, что туристам в голову не приходит попробовать разобраться в нашей сложной системе автобусов, маршруток или воспользоваться водным транспортом как средством передвижения, а не аттракционом», - отмечает г-жа Луканина.

Креативный директор агентства DDVB Леонид Фейгин считает, что главным достоинством единого бренда является возможность синхронизации маршрутов и постоянного контроля за местоположением и следованием транспорта. «Все это выражается в системе навигации и пиктограммах, и впоследствии обретает единый визуальный стиль. Поскольку транспортная визуальная система широко распространена в городской среде, она автоматически оказывает влияние на визуальную экологию Москвы», - подчеркивает эксперт.

Илья Лазученков, генеральный директор агентства Plenum Brand Consultancy, считает логичным создание единого бренда общественного транспорта в Москве исходя из общей стратегии действий столичных властей. «Насколько я понимаю, согласно общей стратегии департамента транспорта, в ближайшее время автомобиль будет становится все менее удобным транспортом в Москве - платные парковки, сокращение дорожного полотна, отлаженный механизм эвакуации, и т.д. Я уверен, что это правильное направление работы. На этом фоне общественный транспорт должен приобрести новую роль, а, следовательно, и новую идею, лицо, и новую миссию», - говорит г-н Лазученков.

Напомним, партнерство Департамента транспорта Москвы с агентством Saatchi & Saatchi по созданию единого транспортного пространства в столице стартовало в 2013 году, когда креаторы разработали и представили визуальный стиль и коммуникационную кампанию по продвижению единой карты оплаты общественного транспорта. Авторы проекта рассказывали, что при разработке проекта вдохновлялись стилем лондонской системы Oyster, ее лаконичностью и дружелюбностью к потребителю.

Следующим шагом стало создание напольной навигации для 49 станций на кольцевой линии московского метрополитена, концепция которой была разработана Студией Артемия Лебедева. Проект, который внедряется в настоящее время, призван помочь ориентироваться в хитросплетении переходов столичной подземки, в котором часто путаются даже сами москвичи.

Разработка и внедрение единого знака московского транспорта, без сомнения, позволит российской столице войти в число наиболее передовых городов мира, как это было с Лондоном (бренд TFL) и Парижем (бренд RATP). Подробнее о мировом опыте создания единых транспортных брендов читайте с следующих выпусках нашего спецпроекта.