Провалом закончилась попытка московских властей пересадить жителей столицы на велосипеды или общественный транспорт хотя бы на один день. Пиар-кампания, на которую были потрачены из муниципального бюджета миллионы рублей, закончилась тем, что в день "без автомобилей" столичные автолюбители намертво застряли в пробках.

Сегодня тысячи городов проводят Всемирный День без Автомобиля (World Carfree Day) под девизом «Город как пространство для людей, пространство для жизни». В России акция проходит в 11-й раз, Москва присоединилась к проекту в 2008 году. Каждый год столичные власти предлагают горожанам пересаживаться на велосипеды и общественный транспорт, либо прогуляться пешком. «Обменяйте утренние пробки на удовольствие, знакомое каждому с детства», - призывали организаторы городской акции «На работу на велосипеде».

Ситуация на московских дорогах красноречиво свидетельствует, что жители столицы массово проигнорировали призывы властей. «Яндекс» сообщил, что 22 сентября был зафиксирован самый сложный утренний час пик за весь сентябрь. Километровые пробки образовались на Каширском шоссе и на северной стороне МКАД.

Ранее экологи отмечали, что акция в Москве не так популярна, как в других городах мира, а эксперты по дорожным заторам признавали, что заметных транспортных улучшений в этот день ни разу не отмечалось. В 2014 году уровень загруженности на дорогах российской столицы оставался на уровне рабочего дня.

 


Иллюстрация Depositphotos.com

 

 

Между тем мэрия Москвы активно рекламировала акцию и завлекала горожан различными проектами. Помимо традиционного снижения стоимости проезда в общественном транспорте людям обещали бесплатный провоз велосипеда в пригородных электричках, скидки и специальные предложения от велопрокатов, а также «энергетические точки», где волонтеры раздавали велосипедистам фрукты, шоколадки, кокосовую воду и сувениры.

Например, Дептранс совместно с проектом по развитию велокультуры Let's bike it! запустил акцию «На работу на велосипеде». Ее цель - показать москвичам, что жизнь в городе может быть удобной и без регулярного использования личного автомобиля, и привлечь к использованию альтернативных способов передвижения по городу.

В рамках акции городской велопрокат «Велобайк» установил специальные тарифы и увеличил бесплатное время проката. Велосипедисты могут подкрепиться на 7 «энергетических точках» и получить бонусы от партнеров мероприятия, среди которых «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк, ABInBev, «СТС Медиа», Valio, Dentsu Aegis Network.

Единение с народом решили продемонстрировать и чиновники. Общественным транспортом воспользовались заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов, руководитель Московского парковочного пространства Александр Гривняк. Ряд столичных ведомств закрыли свои парковки для личных и рабочих автомобилей сотрудников.

 

 

Департамент природопользования и охраны окружающей среды решил не ограничиваться 22 сентября и провел экологический велокарнавал и «Не-авто-шоу» на Поклонной горе. По данным с сайта госзакупок, в этом году ведомство потратило на организацию экологического праздника 2,691 млн рублей, в 2014-м - 2,8 млн рублей. Второй год подряд конкурс департамента выигрывает частное лицо. Бюджетные деньги идут на развитие сайта безавто.рф, проведение массового велопробега, детские площадки, тест-драйв альтернативных средств передвижения, прокат велотехники, распространение полиграфической и сувенирной продукции.

В соцсетях мнения пользователей об акции разделились. Автомобилисты скептически отнеслись к инициативе и жаловались на огромные пробки: как уже отмечалось выше, "день без автомобиля" обернулся самыми серьезными дорожными затруднениями. Зато любители двухколесного транспорта активно делились сообщениями с хэштегом #наработунавелосипеде и собирали сувениры на «энергетических точках».

Впервые День без автомобиля был проведен в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. В 1997 году первую общенациональную акцию провела Великобритания, через год ее поддержала Франция. По приблизительным оценкам, ежегодно в акции участвуют более 100 млн человек в 1500 городов мира. Первым российским городом, принявшим участие в акции, стал Белгород.