Рекламной индустрии, муниципалитетам и российскому Правительству удалось найти компромиссное решение по ситуации вокруг обязательности ГОСТа по наружной рекламе. Несмотря на то, что пролонгации даты вступления в силу госстандарта не будет, уже размещенные рекламные конструкции необходимо будет привести в соответствие с нормами до 1 января 2020 года. При этом сам ГОСТ будет значительно смягчен.

О встрече Шувалова с представителями различных профильных ведомств (Росстандарт, ФАС) и представителями администраций Москвы и Санкт-Петербурга Sostav.ru сообщал накануне. Чиновники обсуждали ситуацию вокруг скорого вступления в силу обязательного ГОСТа по наружной рекламы и последствия, которые данное решение может иметь для аутдор-рынка.

Данный вопрос является жизненно важным для индустрии наружной рекламы: ранее принятые схемы, по которым операторы размещали конструкции, не учитывали норм ГОСТа, имевшего рекомендательный характер, из-за чего, по оценкам экспертов, в столицах более 90% рекламных конструкций не соответствуют текущей редакции госстандарта.

Обязательность ГОСТа прописал наружной рекламе премьер-министр Дмитрий Медведев в сентябре 2015, обозначив дату вступления в силу обязательного статуса на 1 марта 2016 года. Чиновники администраций двух столиц и профильных федеральных ведомств, а также рекламные операторы по этому поводу собрали рабочую группу, на которой представили не только обстоятельный анализ норм ГОСТа, но и разработали поправки в него.

 


Фото Depositphotos

 

Понимая, что времени остается мало (рабочая группа была создана всего месяц назад, и за это время провела три заседания) и что до 1 марта будет сложно согласовать поправки со всеми ведомствами, рекламные функционеры добивались пролонгации даты вступления обязательности ГОСТа. Однако, в результате Правительство ободрило другой вариант развития ситуации.

Как сообщил Sostav.ru пресс-секретарь первого зампреда Правительства РФ Александр Мачевский, было принято решение пролонгировать исполнение обязательных норм ГОСТа по наружной рекламе для уже установленных конструкций. При этом новые конструкции должны возводиться уже с учетом норм госстандарта, который будет более гибким с учетом современных реалий, наработок профессионального сообщества и специалистов Росстандарта.

"Мы понимали, что в 2003 году был принят ГОСТ, который сейчас не удовлетворяет требованиям, которые нам диктует жизнь. В декабре Игорь Иванович [Шувалов] дал поручение Абрамову [глава Росстандарта] внести изменение в ГОСТ и сделать его более гибким, т.е. разработать научно обоснованный подход к установке конструкций, так, чтобы не было четких ограничений, например, 5 м. и не сантиметром больше".

 

Среди причин, которыми руководствовались в Правительстве РФ, не последнюю роль занимает экономическая: с принятием обязательного ГОСТа по наружке в текущем виде и в ранее обозначенные сроки города потеряют огромные средства (для Москвы это порядка 75 млрд. рублей за 10 лет), непоправимый урон будет нанесен аутдор-бизнесу. С другой стороны - власти не могут ставить под угрозу безопасность граждан.

 

"Научные данные должны обосновать размещение конструкции с учетом коридора безопасности, будет ли реклама ослеплять водителей и т.д.. Это уже разъяснят в Росстандарте... Был найден компромисс, который всех удовлетворил и который учитывает интересы всех сторон", - отметил Александр Мачевский. При этом он подчеркнул, что новые аукционы должны проводиться уже с учетом норм ГОСТа.

Поправки, над которыми в настоящее время работает Росстандарт, вырабатываются на основе так называемого пакета поправок №3, созданного в рамках рабочей группы - мы уже знакомили читателей с ними. Как сообщила Sostav.ru представитель Росстандарта Алина Вощенникова, на данный момент над поправками работают специалисты ведомства, и окончательный вариант будет представлен на следующей неделе.

О том, как изменение норм ГОСТа скажется на ситуации в Москве, Sostav.ru рассказал представитель столичного Департамента рекламы и СМИ.

"До 1 марта в ГОСТ [...] будут внесены ряд существенных изменений, которые сделают исполнение требований ГОСТа адекватным сегодняшним условиям развития мегаполисов. В частности, требование ГОСТа о запрете размещения рекламного инвентаря на расстоянии менее 5 м от края дороги будет скорректировано. Таким образом, ГОСТу будут соответствовать более 95% всех установленных в Москве рекламных носителей. Речь идёт об основных улицах и магистралях города, на которых они размещены. Смягчение норм ГОСТа произошло в результате проведенных научных исследований и новых методик расчетов, учитывающих современную загрузку крупных мегаполисов, на чём ранее настаивали ряд субъектов РФ и городов, включая Москву".

Чиновники столичной администрации отмечают, что все ранее установленные в Москве рекламные конструкции должны быть приведены в соответствие с госстандартом до 1 января 2020 года (у действующих партнеров контракты до 2023 года). При этом могут быть скорректированы схемы размещения рекламных конструкций, и часть рекламоносителей будет перемещена. Но, уверяют в Департаменте рекламы и СМИ, таких случаев в Москве будет не много, и это решение существенно не отразится на столичном рынке наружной рекламы.

Отдельно стоит отметить ситуацию с освободившимися местами после разрыва сотрудничества с компаниями "Илион" и "Олимп": конструкции первого оператора были демонтированы еще год назад, а места так и не были выставлены на торги, конструкции второго должны быть демонтированы до конца текущего месяца. Напомним, что "Олимп" после победы в аукционах получил возможность размещать 1362 конструкции, а "Илион" - 802.

Будут ли теперь разыгрываться эти места, и если да, то будут ли при этом учитывать нормы ГОСТа и вносить оперативные правки в схему размещения? На этот вопрос в Департаменте ответили однозначно: проведение аукциона по этим местам с последующим размещением конструкций по освободившимся местам не планируется "до улучшения общей экономической ситуации".

Если с Москвой ситуации более-менее ясная, то на рынке наружной рекламы Северной столицы есть свои нерешенные вопросы. С одной стороны - размещенные на законных основаниях рекламные конструкции могут приводить в норму до 2020 года. С другой стороны - размещение в Санкт-Петербурге осуществляется не по результатам торгов, которые должны были пройти еще в 2013 году, а по договорам с операторами за "фактическое использование мест".

Эта ситуация не устаивает ФАС: антимонопольное ведомство ранее признало администрацию Петербурга нарушителем закона о конкуренции, и неоднократно предписывало Комитету по печати и взаимодействию со СМИ провести торги, как это предписано в законодательстве. Комитет, в свою очередь, подал в суд на антимонопольщиков с требованием признать их действия неправомочными, ближайшая дата рассмотрения этого дела назначено на 24 марта.

Заместитель начальника управления контроля рекламы ФАС Татьяна Никитина подтвердила решимость ведомства отстаивать необходимость проведения торгов, предписанную законодательством. "Торги должны проводиться не только в Петербурге, но и в других городах, если речь идет о необходимости заключения договоров на установку рекламных конструкций. Это требование закона, которые никто не отменял".