Фото: РИА Новости

 

В 2014 году антимонопольные органы рассмотрели более 28 тысяч фактов, указывающих на событие нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (в 2013 году – более 19,5 тысяч фактов). В 2014 году антимонопольные органы рассмотрели 22603 заявления (в 2013 году – 11716 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы возбуждено производство 7245 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 8062 нарушения (в 2013 году – 5612 дела и 8555 нарушений).

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия. Так, в 2014 году возбуждено 5796 дел об административных правонарушениях (в 2013 году – 4738 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 3562 постановления о наложении штрафа на сумму 151 819 800 рублей (в 2013 году – 4342 постановления на сумму 153 276 200 рублей), в том числе 20 постановлений за неисполнение предписания о прекращении нарушения на сумму 4 382 000 рублей (в 2013 году – 23 постановления на сумму 4 596 000 рублей).

В соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, вынесено 4831 предписание о прекращении нарушения (в 2013 году – 3970 предписаний). Наибольшее число нарушений в 2014 году связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента – 47,17% всех выявленных нарушений (при этом этот показатель существенно вырос по сравнению с 2013 годом, когда он составлял 13,15% всех нарушений), на фоне роста данного показателя процентное соотношение иных нарушений в общем числе выявленных сократилось.

По прежнему довольно велико количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг – 11,16% всех нарушений (в 2013 году – 14% от выявленных нарушений). Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок – 6,8% всех нарушений (при этом этот показатель существенно сократился по сравнению с 2013 годом, когда он составлял 21,38% всех нарушений). Распространение рекламы, водящей в заблуждение, в 2014 году составило 6,13% всех нарушений, что вполне сопоставимо с данными 2013 года (в 2013 году – 7,8% всех нарушений). Количество недостоверной рекламы осталось примерно на том же уровне – в 2014 году такие нарушения составили 6,28% всех нарушений (в 2013 году – 8%).

Количество нарушений в рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачной продукции сократилось по сравнению с предыдущим годом (в 2014 году – 4,04% всех нарушений, в 2013 году – 9,54%).

Количество недобросовестной рекламы не претерпело существенных изменений: в 2014 году – 1,09% всех нарушений (в 2013 году – 1,51%), а также количество неэтичной рекламы в 2014 году – 1,25% (в 2013 году – 1,51%).

 

Диаграмма 1.
Структура нарушений рекламного законодательства в 2014 году, %.

 

Характеристика отдельных нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе

Антимонопольными органами в течение 2014 года были выявлены случаи распространения в сети Интернет рекламы азартных игр. Так, в поисковой системе Google при наборе в строке поиска словосочетаний «казино играть в автоматы» и прочих подобных, система Google выдавала блоки с пометкой «реклама», в которых размещались рекламные объявления об азартных играх, представляющие собой гиперссылки для перехода на сайты в международной зоне .com. На данных сайтах предлагалось принять участие в азартных играх, содержались общие правила азартных игр, предоставлялась возможность играть на реальные деньги с перечислением денежных средств на игровой счет игрока, указывались способы осуществления платежей и получения выигрыша.

Законодательство Российской Федерации предусматривает запрет деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, статья 7 Федерального закона «О рекламе» не допускает рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Кроме того, часть 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» не допускает рекламу основанных на риске игр, пари в сети Интернет.

Указанная реклама азартных игр была признана ненадлежащей, рекламораспространителям выданы предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, виновные лица привлечены к административной ответственности.

Кроме того, антимонопольные органы сталкивались со случаями некорректного сравнения в рекламе. В мае-июне 2014 года на телеканалах, а также на средствах наружной рекламы распространялась реклама молока ООО «Талицкий молочный завод» с утверждениями «Талица молоком славится. Натуральное долго не хранится. Срок хранения всего 5 суток». В рекламе содержались выражения: «Это молоко, прошедшее процессы нормализации и стерилизации. Кипячение при высоких температурах нейтрализует естественную микрофлору, что позволяет молоку храниться дольше», «А это молоко из Талицы.... (пауза). Мы бы с радостью его показали, но оно уже закончилось», «Натуральное не должно храниться долго», «Талица молоком славится», «Натуральное долго не хранится», «Срок хранения всего 5 суток».

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что всё молоко, независимо от способа термической обработки и срока годности, является натуральным, и в его производстве не используются консерванты и сухое молоко.

Соответственно, имеющееся в рекламе сравнение молока, производимого ООО «Талицкий молочный завод», с молоком иных производителей по критерию натуральности путем утверждения в отношении собственного молока: «Натуральное долго не хранится» и указания на срок его хранения 5 суток является некорректным, нарушающим пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в 2014 году ФАС России оценивал информацию о товаре, размещенную в художественном фильме на предмет отнесения ее к рекламе – с точки зрения органичности включения в произведение искусства. В художественном фильме «Вий», вышедшем в прокат на территории Российской Федерации 30 января 2014 года, было размещено изображение зарегистрированного на территории Российской Федерации товарного знака, индивидуализирующего водку «Хортица», которое включает в себя изображение стилизованной буквы «Х» в круге, а также графическое изображение слова «Хортица» (написанное стилизованным шрифтом, с заглавной буквой «Х» в виде косых черт, скрещенных ниже середины, утолщенных вверху и утонченных внизу).

Данное изображение товарного знака «Хортица» демонстрируется в заключительных кадрах фильма, на дорожном указателе с тремя табличками «Лондон», «Хортица», «Москва». При этом по сюжету художественного фильма упоминание «Хортица» не используется в словесном или буквенном выражении для характеристики местоположения, местности или объекта.

Органично интегрированной в то или иное произведение можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом такие товар или организация не представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении (отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения.

Указанное изображение «Хортица» и стилизованной буквы «Х» нельзя признать органично интегрированным в художественный фильм «Вий». Аналогичный вывод также был сделан на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (консультативно-совещательный орган), состоявшемся 28 февраля 2014 года.

Поскольку указанная реклама в художественном фильме «Вий» непосредственно ассоциируется у потребителя с водкой «Хортица», и, как следствие, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к указанному продукту, она является рекламой водки «Хортица». Соответственно, указанная реклама была признана нарушающей часть 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Рекламораспространителю выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, виновное лицо привлечено к административной ответственности.

Общая характеристика изменений правового регулирования отношений в сфере рекламы в связи с принятием Федерального закона «О рекламе».

В 2014 году в Федеральный закон «О рекламе» был внесен ряд изменений. С 30.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 № 190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», который исключил из сферы регулирования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» рекламу медицинских услуг, тем самым были устранены ранее введенные ограничения по местам распространения медицинских услуг.

С 22.06.2014 вступили в силу изменения в статью 28 Федерального закона «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 № 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в сферу регулирования статьи 28 Федерального закона «О рекламе» включена реклама займов. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Кроме того, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

С 22.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», который исключил из положений статей 14 и 19 Федерального закона «О рекламе» нормы, связанные с установлением преимущественного положения в сферах распространения телевизионной и наружной рекламы, и соответственно, запретов, связанных с наличием такого положения (участие в торгах, получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции), исключил понятие федеральных телеканалов, исключил требование о заключении федеральными телеканалами с государственным участием договоров на размещение рекламы на основе торгов.

С 22.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 235-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О рекламе», который закрепил возможность размещения отдельными способами рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе в период c 22 июля 2014 года до 1 января 2019 года (в периодических печатных изданиях за исключением первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов; в период проведения официальных спортивных мероприятий в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений; во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований, а также на телевизионных каналах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

С 25.05.2015 вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе», который для нормы о том, что при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи, закрепляет органы государственной власти, ответственные за реализацию такой нормы.

Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 270-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе», установивший запрет на распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому допускается размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в периодических печатных изданиях за исключением первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов); в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени, а также на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

Деятельность Экспертного совета по применению законодательствао рекламе при Федеральной антимонопольной службе.

При Федеральной антимонопольной службе России с 2004 года успешно действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, созданный для содействия антимонопольному органу в разрешении наиболее сложных вопросов, связанных с оценкой соответствия рекламы требованиям законодательства Российской Федерации. Данный Экспертный совет является консультативно-совещательным органом и состоит из представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей объединений рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, а также экспертов в отдельных областях знаний.

Среди основных задач Экспертного совета можно выделить экспертизу и оценку содержания рекламы; оценку воздействия рекламы на потребителей рекламной информации; экспертизу соответствия действительности сведений сообщаемых в рекламе; подготовку предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

В течение 2014 года было проведено 2 заседания Экспертного совета, одно из них – совместно с Экспертным советом по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

На заседаниях Экспертного совета рассматривались вопросы, касающиеся:

- признания органичным интегрирования товарного знака в художественный фильм;
- проблем и последствий обращения на рынке одноименных лекарственных препаратов и биологически активных добавок в свете законодательных запретов на рекламу рецептурных препаратов;
- вопросов этики в рекламе.

Решения Экспертного совета учитываются ФАС России при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о рекламе и реализуются при рассмотрении административных дел.