Сегодня, 15 мая, исполнилось 80 лет одному из наиболее важных брендов в жизни каждого москвича - Московскому метрополитену. Это и главная транспортная артерия столицы, и связующее звено между многочисленными и крайне удаленными районами Москвы, а для рекламистов и брендов - один из самых эффективных и постоянно развивающихся каналов коммуникации. В честь юбилея столичной подземки Sostav.ru вспомнил основные этапы ее развития.

Уникальная транспортная артерия столицы - Московский метрополитен - за 80 лет своей работы перевезла почти 145 млрд. пассажиров, «обросла» 278-ю километрами путей, 12-ю линиями и 172-мя станциями (включая лёгкое метро).

Подземка в Москве появилась сравнительно поздно: в странах Европы и Северной Америки к тому моменту уже действовали 9 метрополитенов. Лондонская подземка была открыта первой, в 1863 году. Следом за английским первопроходцем открываются метро в Нью-Йорке (1868), Афинах (1869) и Будапеште (1896). В России же метро открылось лишь в середине 30-х: 15 мая 1935 года под землей столицы советской России проехались первые поезда.

Строительство и открытие метро, 1934-35 гг. Фото из архива РИА Новости

 

 

 

Задумывались о новом средстве передвижения власти Москвы и раньше: в 1902 году возможности строительства подземной железной дороги в российской столице изучал американский инженер Гоф, а затем русские инженеры Балинский и Кнорре. Но не сложилось: Госдума отклонила проект из-за радикального неодобрения церкви и так называемого «трамвайного лобби» (в те времена трамвай был самым прибыльным городским транспортом в Москве). Позже на ситуацию повлияла война - в казне попросту не было денег.

Экономические сложности не позволили вернуться к созданию подземки в 20-х: Гражданская война, голод, финансовые проблемы молодых Советов. Хотя попытки были: в 1923 году проект был заказан компании «Siemens Bauunion GmbH». К 1925 году проект был готов, но не нашлось средств для его реализации.

 

 

Решающей датой в истории московского метрополитена стало 15 июня 1931 года. В этот день с легкой руки первого секретаря Московского горкома партии Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена и утвержден план его реализации (от Сокольников до «Парка Культуры» с ответвлением до Смоленской площади). В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице. 10 декабря заложена первая шахта Метростроя. Основные работы стартовали в 1933 году, когда маршруты первой подземки продублировали самые «популярные» трамвайные маршруты Москвы.

15 мая 1935 года поехали первые пассажирские поезда (в первый день в них прокатилось 370 тыс. человек - каждый 10 житель Москвы тех лет). Протяженность веток составляла 11 км. 200 м., всего на них располагалось 13 станций. Спустя всего год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.

 

 

Особую роль московское метро играло в Великую Отечественную войну: его станции под своими сводами скрывали москвичей от бомбежек.

 

Фото РИА Новости

 

После войны московское метро развивалось очень быстро: в 1954 году открылась Кольцевая линия, в 1956 появились первые «говорящие» вагоны, объявлявшие названия станций. Каждый год открывались станции, рылись новые километры тоннелей, увеличивался пассажиропоток. Определенное "провисание" было в 90-х в связи с экономической нестабильностью, однако сейчас подземка набрала невиданный ранее темп в своем развитии. Темп этот вынужденный - Москва развивается опережающими темпами, прирастая огромными территориями.

С появлением рыночной экономики метрополитен стал искать новые пути заработка, и одним из них стала реклама. Долгое время кампаниями в московском метрополитене занимался оператор «Олимп», в 2011-м году его сменило агентство «Авто Селл». Реклама в метро всегда была востребована у брендов - миллионы горожан в буквальном смысле вынуждены с ней контактировать ежедневно. Новую веху в рекламных возможностях подземки открыла компания "МаксимаТелеком", запустившая цифровые форматы в рамках проекта wi-fi в метро.

Московский метрополитен уделяет немалое внимание тому, чтобы идти в ногу со временем и не отставать от метро других мировых столиц. Для создания дизайна своих продуктов и систем навигации подземка приглашает ведущих российских и зарубежных дизайнеров. В настоящее время полным ходом идет процесс интеграции с Единым транспортным брендом столицы - Московский транспорт.

 

 

 

Московское метро широко празднует свое 80-летие. В его рамках на Кольцевой линии курсирует «Ретро-поезд», в котором воссоздан интерьер самых первых вагонов метро. Также специально к юбилею известные актеры театра и кино стали "голосами" метро: звезды объявляют станции и предупреждают об опасностях пассажиров.

"Ретро-поезд", фото РИА Новости

?

 

В честь праздника поисковик Google представил модернизированный логотип на своей главной странице.

 

Интересные факты:

  • Самая глубокая станция московского метро - Парк Победы 84 м.
  • Самая длинная станция (по длине платформы) - Воробьевы горы (282 м).
  • Самый длинный перегон московского метро Текстильщики, Волгоградский проспект 3,4 км. Самый короткий Деловой центр - Международная, расстояние между центрами станций 497 м.
  • Общая протяженность лестничного полотна эскалаторов 65,2 км, а самый длинный эскалатор 126 м (Парк Победы).
  • Площадь облицовки (всего) 754,3 тыс.кв.м., в том числе: мраморной плиткой 340,1 тыс.кв.м, гранитной плиткой 68,6 тыс.кв.м, разной плиткой 210,7 тыс.кв.м, прочей облицовкой 134,9 тыс.кв.м.
  • Филёвская линия самая нестандартная и держит самое большое число рекордов.
  • На станции Площадь Революции стоят 76 бронзовых рабочих, крестьян, солдат, матросов и прочих пролетариев. Существует поверие, что лучший способ сдать экзамен потереть нос бронзового пса у Пограничника с собакой.
  • Напряжение на контактном рельсе метро составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций 825 В).
  • Стоимость строительства 1 км московского метрополитена 63,77 млн евро.
  • Во время Великой Отечественной войны, когда метро использовалось как бомбоубежище, в нем родились 150 человек.
  • У Московского метро восемь раз сменялся руководитель. Первым начальником был Адольф Антонович Петриковский (см. полный список).
  • На радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские при движении против часовой стрелки.
  • В дни празднования 850-летия Москвы метрополитен ежедневно принимал по 14 млн. пассажиров, это абсолютный рекорд за всю историю системы.
  • Cуществуют технические обозначения линий метро, применяемые его работниками это аббревиатуры, образованные от текущих (например, Калужско-Рижская линия КРЛ) или старых (Замоскворецкая линия ГЗЛ, Сокольническая линия КФЛ) названий той или иной линии.