Facebook, похоже, перехватил лавры главной соцмедийной платформы для мошенников – на днях соцсеть буквально взорвали сообщения от групп I love Mersedes и I love BMW о розыгрыше люксовых автомобилей среди интернет-пользователей. Как оказалось, эти акции проводились неизвестными, а сами бренды к ним не имеют никакого отношения. Компании и обманутые участники акции негодуют, но сделать, по сути, ничего нельзя.

В начале июня в Facebook от лица сообщества I love Mercedes появился конкурс, получивший популярность благодаря необычайно щедрым призам: сообщество разыгрывало три автомобиля Mercedes-Benz E63 AMG ценой порядка 6 млн. руб за штуку. Условия участия были максимально простыми: достаточно было лайкнуть страницу, пост и сделать его перепубликацию с желаемым цветом авто - белым или черным.

Конкурс получил вирусную популярность в Рунете: пост буквально за пару дней набрал более шестидесяти тысяч лайков и еще больше репостов. Однако, позже пост о розыгрыше "мерседесов" был просто удален из группы, чем вызвал бурю негодования со стороны пользователей-участников акции. Никакой реакции со стороны администраторов паблика в ответ не последовало.

 

 

Официальные представители Mercedes в России далеко не сразу среагировали на акцию: лишь 11 июня появилось сообщение на сайте компании и в ее паблике в Facebook с предупреждением о данной акции и призывом остерегаться мошенников. "Компания Mercedes-Benz в России никогда не разыгрывала автомобили", - говорилось в сообщении.

 

 

Несмотря на откровенно мошеннический характер акции, паблик I love Mercedes продолжает функционировать, его подписчиками к настоящему моменту являются свыше 90 тыс. пользователей. После начала скандальной акции число подписчиков группы увеличилось более чем на 3000%, говорят данные открытой статистики соцсети. Представители бренды Mercedes-Benz при этом отказались сообщить, приняли ли они какие-либо меры.

Такой заметный успех в раскрутке группы и полная безнаказанность администраторов привели к тому, что вскоре появился аналогичный паблик, посвященный уже бренду BMW, и называется он "I love BMW". Неизвестно, имеют ли отношение его администраторы к "I love Mercedes", однако методы продвижения у них те же: 13 июня в группе была запущена акция по розыгрышу автомобилей BMW X6 в кузове HAMANN - ценой уже более 10 млн.

 

 

Условия нового конкурса еще проще: лайк, шер. Победителей обещают назвать лишь через месяц - 15 августа. К этой акции, судя по комментариям, у пользователей куда меньше доверия, чем к розыгрышу "мерседесов", однако на данный момент пост набрал уже свыше 14 тыс. лайков и 17 тыс. репостов. Паблик практически с нуля с начала акции вырос до 11 тыс. подписчиков.

Естественно, никакого отношения бренд BMW к этой акции не имеет, но, в отличие от российского представительства Mercedes-Benz, он готов отстаивать свое честное имя. По этому поводу представители марки в России уже написали официальное обращение в Facebook, сообщили в локальном офисе BMW корреспонденту Sostav.ru.

"Данная страница, а так же конкурс, размещенный на ней, не являются официальными. Сообщества и публикации в них, созданные без нашего согласия, не имеют к нам никакого отношения и мы не несем ответственности за их содержание. В данный момент в администрацию Facebook с нашей стороны была подана официальная заявка о нарушении авторских прав с просьбой блокировки данного сообщества. Мы надеемся на скорое разрешение данной ситуации", - заявили в компании.

Мы обратились с запросом к внешней пресс-службе Facebook в России с вопросом, как соцсеть намерена бороться с подобными явлениями и как скоро отреагирует на заявление BMW. В ответ представитель пресс-офиса сбросила нам ссылку на статью в техподдержке, в которой были описаны способы защиты от мошенничества в духе «если вы не хотите, чтобы вас ограбили, не доставайте свой айфон в людных местах».

 

 

Любопытно, что подобные конкурсы в Facebook с розыгрышами авто не являются новшеством для стран бывшего СССР. Так, в Узбекистане был проведен псевдо-розыгрыш автомобиля Chevrolet Captiva. Буквально в этот же день устроители розыгрыша признались, что это была шутка с целью показать людям, что их очень легко обмануть. Автор поста также извинился и подчеркнул, что «никогда никто не подарит вам машину за лайк. Это никому не выгодно!». Шутку подхватили и другие пользователи, создав похожие посты с обещанием авто GM Uzbekistan.

 

 

Причиной подобных розыгрышей является именно желание "нагнать" людей в сообщество, говорят эксперты в области SMM.

"Причиной подобных розыгрышей обычно становится желание привлечь большое число подписчиков в сообщество, реже, но также возможно, желание скомпрометировать бренд перед аудиторией. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не получить удар по имиджу и репутации, а также для того, чтобы в целом держать руку на пульсе, брендам стоит настроить и поддерживать систему social listening. Это позволит вычислять подобные мошеннические схемы, оперативно и своевременно опровергать подобные крупные розыгрыши в официальных сообществах, показывая, что бренд не имеет к этому отношения и, главное, сообщать о таких нарушениях техподдержке Фейсбук или представительству других площадок", - говорит Евгений Галимский, партнер и исполнительный директор IWILL Digital Agency.

С юридической точки зрения бренды фактически бессильны что-либо предпринять против мошенников, говорят эксперты по правовым вопросам. Организаторов подобных акций нельзя даже привлечь за использование чужих брендов.

«Представленная информация ни в коей мере не бросает тень на репутацию брендов, так как из представленной публикации не следует, что лицом, разместившим информацию является производитель или дилер автомобилей указанной марки. Физическое лицо вправе в качестве подарка выбирать машины любых марок. Исходя из текста сообщения не следует, что лицо, разместившее информацию, взяло на себя какие-либо обязательства по передаче автомобиля, так как никаких условий выявления победителей не указано. На наш взгляд, какая-либо ответственность за размещение информации в изложенном формате не предусмотрена», - отмечает Виктор Демидов, руководитель управления правового консалтинга «ФинЭкспертизы».

Это значит, что единственный способ устранения подобных мошеннических схем - это противодействие им со стороны самой площадки. Однако, Facebook не имеет полноценного представительства в нашей стране, а его крайне невразумительная реакция на жалобы российских пользователей давно стала явлением нарицательным. Все это открывает дорогу для любых злоупотреблений в рамках Facebook, брендам стоит быть готовыми.