Сокращение outdoor-инвентаря в Москве, наблюдаемое последние несколько лет, выходит на новый уровень. Федеральное правительство значительно урезает возможности для размещения рекламных конструкций в российской столице - соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. Причем речь идет и о тех городских пространствах, которые входят в согласованную московскими властями схему размещения.

Запрет вводится постановлением от 12 сентября 2015 года № 972 «О зонах охраны объектов культурного наследия», утвержденном и подписанном главой правительства. Согласно п. 9 (в) этого постановления, в Москве вводится ограничение хозяйственной деятельности на территориях охранных зон, в том числе «запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов)».

История вопроса

Российские власти планомерно сокращали рекламную активность в Москве все последние годы. До этого момента наружная реклама, включая крупноформатные билборды и крышные конструкции, располагалась буквально у стен Кремля, а также в непосредственной близости от главных исторических памятников и культурных объектов. Впервые положение о зонах объектов культурного наследия - местах, свободных от рекламы - было принято 2008 году. Уже тогда в его структуру был включен пункт, ограничивающий размещение рекламных материалов вблизи от исторических объектов.


Фото depositphotos.com

 

Первый серьезный шаг в направлении сокращения рекламы в центре Москвы был предпринят уже новой городской администрацией - командой Сергея Собянина. В период с 2010 по 2012 год были запрещены многие форматы наружной рекламы, которые "мозолили глаза" чиновникам. Среди них: транспаранты-перетяжки, реклама на строительных сетках, реклама за заборах, на крышах и т.д.

В 2013 году была принята новая схема размещения конструкций наружной рекламы в Москве, которая разделила столицу на 14 зон. В ней уже были учтены нормы федерального закона ФЗ № 73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», определяющего территории исторических объектов, и рекомендации Мосгорнаследия. Таким образом, в центре Москвы оказались разрешены лишь "малые" форматы, не нарушающие гармонии городского устройства: реклама на киосках, на остановках, сити-форматы, тумбы, реклама на туалетах, указатели с рекламными модулями, афишные стенды.

В 2013-2014 годах прошли рекламные торги на размещение в столице конструкций наружной рекламы согласно принятой властями города схеме. По сравнению с "дореформационным" периодом сокращение инвентаря составило порядка 40%. Крупные форматы, согласно схеме размещения, начинались с Садового кольца, где разместились сити-борды 2,7х3,7м, и дальше расходились по основным магистралям и улицам столицы, включая ТТК и МКАД.

В марте 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал законопроект о внесении поправок в ФЗ №73, которые запрещают размещение рекламных материалов на объектах культурного наследия и территориях прилегающих к ним. С того момента размещать на конструкциях вблизи исторических объектов можно только культурно-просветительскую информацию.

Так как территории, обозначенные в ФЗ №73, уже были учтены в городской схеме размещения конструкций, никаких проблем для администрации и операторов не последовало. Однако в сентябре 2015 года Правительство РФ подписало постановление, согласно которому большая часть ныне действующих контрактов ставится под вопрос: зоны действия запрета расширились до Третьего транспортного кольца и даже частично за его пределы.

 

Суть проблемы

При составлении схемы размещения рекламных конструкций Департамент рекламы и СМИ учитывал нормы ФЗ №73, согласно которому определялись территории, прилегающие к объектам культурного наследия. Согласно п. 3.1 закона, территория, прилегающая к объектам культурного наследия включает в себя земли, непосредственно занятые объектом культурного наследия, исторически и функционально связанные с ним и являющиеся ее неотъемлемой частью.

В новом постановлении Правительства РФ запрещается размещать рекламу в зонах охраны культурного наследия. Под подобными зонами понимается территория, сопряженная с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Проекты этих зон в регионах утверждаются органами исполнительной власти субъектов станы, а на федеральном уровне - Министерством Культуры РФ.

Казалось бы, понятия «территория» и «зона» синонимичны - но на языке госорганов это совершенно разные определения, под которыми понимаются различные пространственные объемы. Для сравнения приведем карты «территорий» и «зон», опубликованные на Портале открытых данных Правительства Москвы.

 

 

На данный момент в столице действует 516 зон, расположенных в разных районах города. Охранная зона распространяется на территории от Садового кольца до Третьего транспортного кольца, Ленинградского проспекта от Площади Тверской Заставы до станции метро Войковская, Проспекта Мира, Проспекта Андропова, Бирюлево и др. Теперь размещение наружной рекламы в обозначенных "зонах" запрещено.

Мы обратились в столичный Департамент рекламы и СМИ с просьбой разъяснить позицию города в связи с новым постановлением федерального Правительства, однако ведомство к настоящему моменту не готово прокомментировать ситуацию. Что будет с операторами (а, по нашей информации, как минимум одна компания - Расвэро - внесла авансовый платеж) совершенно непонятно. Ясно одно - в случае реализации данного постановления ущерб для отрасли наружной рекламы будет непоправимым.