В 2016 году самым популярным телеканалом стал «Россия 1», свидетельствуют данные Mediascope (бывшей TNS Russia). Он обошел основного конкурента, «Первый канал», на десятые доли процента. Среднегодовая доля «России 1» выросла с 13,4% до 13,6%, доля «Первого канала» упала с 14,3% до 13,3% (среди зрителей старше 18 лет по городам России с населением от 100 тысяч жителей), пишет «Коммерсантъ».

По аудитории старше четырех лет канал «Россия 1» также вышел на первое место с долей 12,9%, тогда как «Первый канал» закончил год с 12,7%. Доля «Первого» в целевой аудитории (14–59) снизилась с 12,6% до 11,6%; аналогичный показатель у «России 1» (25+) вырос с 13,8% до 14%.

В медиахолдинге ВГТРК увеличение доли объясняют несколькими причинами. Среди них — рост аудитории региональных новостей, обновление дискуссионных шоу прайма в будние дни, запуск и обновление шоу выходных, обновление кинопоказа и сохранение лидерства утреннего шоу. Канал также усилил сериальный прайм будней — «наиболее существенную и репутационно важную зону конкуренции между каналами», сообщил программный директор «России 1» Александр Нечаев.

 

Фото РИА Новости

 

Представитель «Первого канала» заявил, что компания не доверяла данным TNS ранее и не стала относиться к ним с большим доверием в 2016 году. Данные медиаизмерителя хороши для PR, но ничего не говорят о реальном телесмотрении в стране, сказал источник издания. По его словам, говорить в этой ситуации про разницу в несколько процентных пунктов просто смешно. Он также обратил внимание, что Mediascope подтверждает лидерство проектов «Первого канала».

Действительно, среди TOP-10 всех телевизионных эфиров года «Первый канал» занял сразу девять строчек. Лидируют новогоднее обращение президента с рейтингом 13,7% (среднее количество человек, смотревших программу, в процентах от всей аудитории), военный парад 9 Мая (12,1%), следующий за ним выпуск новостей (11,9%) и шоу талантов «Лучше всех!» (10,8%). Единственный проект «России 1» в первой десятке — шоу «Удивительные люди» на пятом месте с показателем 10,5%.

Проекты «Первого» лидировали также среди праймовых телесериалов. Семь позиций, включая первые три, заняли «Красная королева», «Лестница в небеса» и «Семейный альбом» (в первом полугодии), «Мажор-2» (во втором) и другие телефильмы. У «России 1» самыми популярными сериалами стали «София», «Тайны следствия-16» и «Челночницы».

Самыми рейтинговыми гранд-шоу, которые выходят по пятницам и выходным, стали «Голос. Дети» и КВН в первом полугодии, «Лучше всех!» и взрослый «Голос» — во втором (все были показаны на «Первом»). В свою очередь, на «России 1» набольшую аудиторию собирали утреннее шоу и общественно-политические программы по будням («60 минут» и «Вечер с Владимиром Соловьевым»). Кроме того, итоговая аналитическая программа «России 1» «Вести недели» с Дмитрием Киселевым (средний рейтинг 6,3%) уверенно обгоняет воскресное «Время» на «Первом» (5,2%).

«Первый канал» уже уступал лидерство по итогам года — в 2012-м его обошел НТВ. Тогда вещатель начал усиленно инвестировать в контент и через год смог вернуть лидерство. «Россия 1» максимально приближалась к «Первому» в 2005 году, уступив ему 0,1 процентного пункта.

В целом крупнейшие федеральные каналы в последние годы теряют зрителей в пользу менее крупных и тематических вещателей. Если пять лет назад «большая тройка» («Первый», «Россия 1» и НТВ) собирала почти половину аудитории в стране, то по итогам 2016-го — около 36%. В 2016-м аудитория снизилась у двух каналов: кроме «Первого» доля сократилась у НТВ — с 10,7% до 9,8%.