Очередной скандал возник вокруг новой работы креаторов Студии Артемия Лебедева. На этот раз речь идет о логотипе сети ресторанов «Якитория», который был представлен общественности в начале сентября. Интернет-пользователи заметили, что новый логотип «Якитории» очень похож на логотип ресторана японской кухни «Manami», который открылся в Вильнюсе в июле этого года.

В основе литовского и российского вариантов логотипа действительно лежит одна идея - это очевидно и не для профессионалов в области брендинга: на фоне восходящего солнца изображен журавль, клюв которого походит на сведенные вместе палочки, а сама голова птицы - на человеческую ладонь. Один из первых схожесть работ отметил в своем блоге генеральный директор агентства Ad Once Илья Короленко. Он прямо обвинил Студию Лебедева в «банальном воровстве».

Логотип сети Manami (слева) и Якитории

Г-н Короленко припомнил громкую историю с логотипом проекта WORKPLACE, который у Студии Лебедева оказался до такой степени похож на фирменный стиль нью-йоркского кафе, что заказчик устроил скандал, а дизайнера проекта пришлось уволить.

Логотип кафе Moomah (слева) и Workplace

Однако, пожалуй, самой громкой историей, связанной с обвинением в плагиате Студии Лебедева, стала история с айдентикой Парка Горького: по мнению специалистов и блогосферы, проект российских креаторов оказался крайне похож на фирменный стиль нью-йоркских парков от известного агентства Chermayeff & Geismar. Скандал вынудил руководство парка резко отреагировать, провести экспертную оценку, которая, впрочем, не нашла плагиата и Парк Горького решил не менять айдентику.

Еще один повод обвинить Студии Лебедева в плагиате появился совсем недавно, когда был представлен фирменный стиль российской столицы с красной звездой на логотипе. Известный дизайнер Андрей Логвин напомнил, что аналогичная концепция была разработана студией ЛОГВИНDESIGN еще в 2012 году, причем звездная айдентика от Логвина была разработана сразу в нескольких вариантах - от строгого до более неформального.

Логотип Москвы от ЛОГВИНDESIGN (слева) и Студии Лебедева

Новая история с «Якиторией» вызвала не только традиционные пересуды со стороны интернет-сообщества, но и реакцию от авторов логотипа Manami - литовского агентства Adell Taivas Ogilvy. Креаторы рассказали в интервью местным СМИ, что работа была заказана клиентов в марте, первые версии были готовы в апреле, а мае проект был принят, а регистрацию в местном патентном ведомстве компания получила 25 июня. «Чтобы избежать путаницы, мы обратились в Роспатент с запросом по дате регистрации знака «Якитории». Мы должны получить ответ в октябре», - рассказала порталу Dansu бренд-менеджер «Manami» Наталия Журалевич.

Креативный директор Ассоциации ресторанов «Веста-центр интернешнл» (осуществляет управление ресторанами «Якитория») Денис Малахов объяснил Sostav.ru, что никаких поводов для обвинения в плагиате студии Артемия Лебедева нет. «Новый знак был представлен нам студией Лебедева в апреле 2014 года и тогда же был утвержден для дальнейшей работы. Литовский ресторан с его логотипом был представлен значительно позже, в июле 2014 года». В самой Студии Лебедева традиционно заявили, что не комментируют собственные работы.


 

Владелец брендингового агентства «Lineberger» Алексей Муразанов

«Когда речь идёт о товарном знаке, нужно учитывать три момента. Первый момент - это правовой аспект, касаемый имущественных прав на передаваемые/регистрируемые результаты работ - изобразительное обозначение товарного знака (ТЗ). Если изобразительное/комбинированное обозначение товарного знака (а именно о нем и идёт речь) прошло предварительную проверку и принято к рассмотрению ФГУ ФИПС Роспатент на территории РФ, то формально к исполнителю работ претензий быть не может.

Возможен вариант того, что при проведении экспертизы по существу (через 6 месяцев после подачи заявки на регистрацию имущественных прав на изобразительный/комбинированный ТЗ), эксперт ФГУ ФИПС Роспатент найдёт тождественные или сходные изображения ТЗ, зарегистрированные на территории РФ и даст Заявителю отказ в регистрации изобразительного ТЗ. Результаты экспертизы по существу нам пока не известны. Факт того, что работа опубликована может говорить о том, что заявка на изобразительное обозначение ТЗ прошла формальную экспертизу и принята ФГУ ФИПС Роспатент к рассмотрению. Так что тут все нормально и все идёт по плану.

Второй момент - это аспект авторских прав. Как мы видим, метафорический образ цапли, образованный палочками для употребления пищи и кистью руки – идея, которая не принадлежит студии Артемия Лебедева. Но идеи, концепции и т.п. по российскому законодательству (ГК РФ, гл. 4) не являются предметом авторского и имущественного права. Само изображение товарного знака студии Артемия Лебедева отличается от «первоначального», которое использует ресторан Суши MANAMI (г. Вильнюс). В связи с этим, авторские права на выполненное изображение ТЗ Якитория у студии Артемия Лебедева возникают – формально, изображение оригинальное.

Третий момент – этический. Идея, использованная студией Артемия Лебедева не оригинальная. Но согласно законодательству РФ, идеи и концепции на территории РФ не охраняются (см. «Второй момент»). Следовательно, проблема переходит в исключительно в плоскость профессиональной этики и у неё нет нормативных актов, к сожалению. Она у каждого своя».