Иллюстрация Depositphotos

 

За квартал доля представителей среднего класса, не имеющих сбережений, выросла с 36% до 41%. Одновременно потребители стали меньше откладывать в качестве сбережений: доля от месячного заработка упала с 8,3% до 7%. При этом респонденты отмечают, что копить нужно больше, сообщает «Прайм» со ссылкой на исследование Sberbank CIB «Потребительский индекс Иванова».

Потребители действительно готовы откладывать больше — при условии, что их зарплата повысится на 1000 рублей. Тогда 14% прибавки пойдут на сбережения, 36% дополнительного дохода потратятся на продукты питания, 10% – на одежду и предметы домашнего обихода. Согласно исследованию, у пятой части «Ивановых» зарплата выросла на 5,6%, что означает среднее увеличение на 1,4% для всей выборки.

Хотя инфляция замедлилась, а курс рубля вызывает меньше опасений, население не ожидает быстрого и беспроблемного улучшения макроэкономики. Доля считающих экономику страны нестабильной выросла до 86%, зато улучшились ожидания в части личного и национального благосостояния. Сейчас эти показатели находятся на уровне I квартала 2015 года.

«Ивановы» стали чувствительнее к уровню цен, поэтому продолжают охотиться за скидками. Доля потребителей, которые приобретают продукты питания с дисконтом чаще и в больших объемах, увеличилась с 50% в II квартале 2015 года до 60% в I квартале 2016 года. По-прежнему растет доля покупателей, посещающих магазины лишь для покупки товаров со скидками: 40% в II квартале 2015 года и 44% в IV квартале.

В конце прошлого года был зафиксирован минимум по индексу, оценивающему условия для совершения крупных приобретений. Тогда этот показатель составил минус 34%, но по итогам первого квартала поднялся до минус 31%. В то же время «Ивановы» дают более оптимистичный прогноз по расходам на товары и услуги не первой необходимости.

В целом потребители адаптировались к новым условиям, и их поведение постепенно нормализуется. Например, среднее количество торговых сетей, в которых «Ивановы» совершают покупки, упало с 2,8 в начале 2015 года до 2,2 в последнем квартале. Степень «концентрации» покупок увеличилась: теперь доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания составляет 50%. Во втором квартале 2015 года этот показатель равнялся 46%.