Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ) объявил о проведении открытого конкурса на право измерения телеаудитории в России, сообщается на сайте отраслевой организации. Контракт рассчитан на 10 лет – с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года, а его сумма составляет 1,225 млрд. рублей в год, т.е. 12,25 млрд. рублей за 10 лет.

Как отмечается в конкурсной документации, участником конкурса может стать любая компания, имеющая опыт проведения электронных измерений телеаудитории в России и/или за рубежом не менее 5 лет. Выборка будущего исследования должна репрезентировать все население России в возрасте от 4 лет и старше, проживающее в населенных пунктах свыше 12 тыс. человек, включая сельские, размер национальной панели – 9 тыс. семей.

Примечательно, что измерения включают в себя не только ТВ-смотрение, но и потребление видеоконтента на «втором экране» – компьютере, нетбуке, планшете и смартфоне. «Последующая цель проекта будет заключаться в систематизации и создании единого источника данных обо всех типах потребления профессионального видеоконтента независимо от времени и места просмотра», – сообщается в документации.

Тендерная комиссия закончит прием предложений в октябре текущего года, а результаты будут объявлены в ноябре.

Сейчас монополистом на рынке телеизмерений в России является компания TNS Russia, которая меряет аудитории телеканалов по пиплметрам, установленным в 5,022 тыс. домохозяйствах (12,5 тыс. человек) в 76 городах с населением более 100 тыс. На медиарынке неоднократно высказывались претензии в полноте российских телеизмерений.

В 2011 году TNS даже оказалась в центре скандала: тогда студия MDvision опубликовала видео, в котором рассказала, что пиплметры установлены в неблагополучных семьях, поэтому в телерейтингах лидирует контент специфической тематики – криминал и низкопробные сериалы. Однако рекламодатели и продавцы телерекламы ориентируются именно на данные TNS.

Как ранее писал Sostav.ru со ссылкой на авторитетные мнения экспертов, данный тендер, скорее, направлен на усовершенствование существующей системы измерений TNS, а не на поиск альтернативы. Представить себе адекватную альтернативу TNS сегодня практически невозможно, так как речь идет о многомиллионных инвестициях в инфраструктуру телеизмерений, комментировал медиа эксперт Василий Гатов.

Сейчас TNS активно совершенствует свою систему телеизмерений. Вчера исследовательская компания расширила измерительную панель, а с 2017 года планирует охватить все города РФ, а не только 100 000+.

Напомним, российский медиарынок уже пытался пересмотреть систему телеизмерений. В 2002 году «Первый канал создал Собственную службу телеизмерений «Первого» (СТИ), после чего отказался от услуг TNS. Долгое время аналитика СТИ использовалась для внутренних нужд канала, а также предоставлялась другим каналам и аналитикам по запросу, в 2012 году был запущен сайт sti-rating.ru, доступный для всех желающих.

В 2003 году состоялся громкий тендер, который провел «Медиа Комитет», учрежденный Минпечати, телеканалами и АКАР. TNS тогда отказалась от участия в непрозрачном, по ее мнению, конкурсе, после чего из «Медиа Комитета» вышли АКАР и большинство телеканалов. Победителем тендера была объявлена итальянская AGB, но «Медиа комитет» так и не смог профинансировать контракт.

В 2010 году Микомсвязи объявило экспертное обсуждение телеизмерений в России и предложило исследовательским компаниям поделиться своими наработками – к дискуссии подключились TNS Russia, GfK-Rus (входит в немецкую группу GfK, которая проводит, в частности, телеизмерения на Украине) и российский «Ромир». Как заявляло ведомство, обсуждение должно был стать предварительным этапом тендера, который рано или поздно будет проведен, так как российский ТВ-рынок нуждается в официальном измерителе.

Осенью 2013 года «Первый канал», ВГТРК и «Газпром-медиа» объявили о создании некоммерческой организации Индустриальный комитет по телеизмерениям, чтобы выступить «единым заказчиком» новой системы телеизмерений, поскольку существующая выполнила свою историческую миссию. Официально партнерство было зарегистрировано в конце января. Вскоре к трем учредителям присоединились «СТС Медиа» и «Национальная Медиа Группа».