Стагнационные тенденции на российском рекламном рынке, ожидаемые экспертами в 2015 году, продолжатся в 2016 году, а, возможно, положение дел даже ухудшится. При этом главный драйвер рекламного рынка и интернет-рекламы в частности - контекстная реклама - продолжит набирать обороты, показывая двузначный рост. Такое мнение выразили основатель «Блондинки.ру» Арсен Ревазов и генеральный директор группы Татьяна Костенкова.

Напомним, что контекстная реклама является основным драйвером развития интернет-сегмента и самым динамично развивающимся сегментом, среди выделяемых АКАР. В январе-сентябре 2014 года "контекст" прибавил 28%, тогда как медийная реклама сократила объемы на 2%, а отдельные подсегменты (спецпроекты, баннерная реклама) упали сразу на 11%. Таким образом, доля контекстной рекламы в интернет-сегменте приближается к 80%, и будет расти и дальше, уверены эксперты.

Специалистами ГК «Блондинка» были построены три модели возможного развития событий на основе трёх базовых сценариев: негативного, реалистического и оптимистического. Согласно отчёту, прогноз по росту рекламного рынка на 2015 год находится в вилке от 2% при негативном сценарии до 8% при оптимистичном, базовый реалистичный сценарий предполагает рост рекламного рынка на 5%. При этом контекстная реклама будет продолжать расти, показывая 10%, 15% и 25% соответственно.

При этом из прогноза можно сделать неутешительный вывод: специалисты уверены, что 2016 год покажет результаты хуже 2015 при реализации любого из сценариев. Это значит, что быстрого выхода из кризисной ситуации ждать не стоит.

 


Таблица 2. Прогнозы по рынкам контекстной рекламы и интернет-рынку в целом

 

Основными отраслями для оценки были выбраны следующие: электронная коммерция, банки, FMCG, автопроизводители и дилеры, недвижимость и строительство, СМБ и другие клиенты. Итоговая взвешенная оценка по рынку контекстной рекламы составляет от роста в 10 % при негативном сценарии до 25 % при оптимистичном. Наиболее вероятная оценка при реалистичном сценарии составляет 15 %. Рост интернет-рынка в целом составит 10 % в реалистичном и от 7 до 17 процентов в экстремальных сценариях.

 

 

Оценка по долям рынка

E-commerce

Электронная коммерция традиционно располагает самыми большими бюджетами. Сейчас в этом сегменте чувствуется снижение покупательского спроса и инвестиций от ключевых драйверов прошлых лет. Если в предыдущем году рост составлял порядка 30-40%, то в 2015 – от 15% по негативному прогнозу до 25% по оптимистичному.

Банки

В последние годы были одним из драйвером контекста, однако кредитование уменьшается, что влечёт за собой сокращение бюджетов на рекламу кредитов. Ожидается, что в будущем году сильно пострадают.

FMCG/Pharmacy/Food

Для товаров повседневного спроса контекст не основной, но довольно важный канал. Скорее всего, игроки перенесут значительную часть бюджетов на ТВ-рекламу из-за дефляции цен.

Автомобильный рынок

Вероятнее всего, здесь дела обстоят печальнее всего. Рынок находится в очень тяжёлом состоянии. Большинство крупных западных брендов среднего уровня теряют в продажах, растёт только люкс сегмент и б/у автомобили. Вдобавок сказывается ситуация с банками, которые меньше выдают кредиты. Скорее всего, спад составит порядка 5-10%.

Недвижимость и строительство

На данный моммент это самый активный сегмент, поскольку люди инвестируют в строительство, в надежде сохранить деньги. Даже в негативном варианте будет расти на 15%.

СМБ (средний/малый бизнес)

Малый бизнес останется одним из самых растущих сегментов в контекстной рекламе, несмотря на отсутствие благоприятного режима для развития бизнеса. Поскольку контекст - единственный способ выжить в кризис. Чем кризис жёстче, тем активнее бизнес будет расти. Даже при учёте влияния набора законодатеельных инициатив, направленных против малого бизнеса, рост тем не менее составит порядка 30%. Особенно эффективно станет развиваться и расти малый бизнес в регионах, где конкуренция по сути нулевая.

Арсен Ревазов, фото РИА Новости