Sostav.ru совместно с творческими лидерами агентства Streetart продолжает рубрику, посвященную истории айдентики. Каждую неделю мы представляем одну из глав неопубликованной книги агентства - «Теория и история айдентики». Сегодня мы представляем третью главу - «Святая вода».

Мы хотим сегодня поделиться с читателями картинками, которые не только картинки, больше чем картинки, меньше чем картинки — своеобразный визуальный аттракцион. Это картинки упаковки для святой воды. Мы взяли их из двух главных христианских течений — западного католицизма и восточного православия.

Прежде чем рассмотреть эти изображения как картинки упаковки, их нужно раз-смотреть, развидеть, произвести процедуру, подобную «родить обратно». Мы не верим в чистое смотрение. К любому рассматриванию визуального мы подходим грязными, мы рассматриваем грязным взглядом, и должны понимать, что нет ничего более непрозрачного и мутного, чем очевидное, нет ничего более проблемного и озадачивающего, чем то, что случается на твоих глазах. В этом нет ничего плохого. Но иногда полезно «почистить» взгляд. И постараться избавиться от:

— обычной интеллигентской анти-церковной фронды, которая чаще всего очень поверхностная, сиюминутная, суетная и суетливая... надо всегда помнить, что у христианства очень продолжительная бизнес-история, сам полу-сакральный сегодняшний «бизнес-бизнес» — это побочный продукт христианства. Вообще сегодняшняя помесь интеллигентского антихритианства или алкания чистой и настоящей веры — очень христианские по своей природе, происхождению, словарю...

— претендующего на сверхлегитимность оценочного словаря, оперирующего такими сочетаниями, как «поповский китч» или «поповская версия гламура».

 


Фото depositphotos

 

Можно привести еще ряд очистительных процедур, которые, не исключено, помогут прийти к простому «посмотреть на упаковку святой воды как на упаковку». У нас иногда, не всегда, но получается... А у вас?

Если всё-таки получилось, мы предлагаем задуматься о природе времени, в которое мы живем, в которое нас забросили наши родители. Наше время – пора удивительных конвергенций, странных движений навстречу, любопытных подобий, смелых «скачков». А потому сегодня святую воду можно отнести к пороговому кейсу того, что сегодня принято понимать под «брендингом», который на самом деле пытается реализовать «сны о чем-то большем», пришить к вещной, товарной и тварной субстанции «что-то еще», дойти до конца в рискованной, но очень увлекательной игре в созидании абсолютной добавленной стоимости.

Святая вода – это как раз порог, край, горизонт этой игры. Святая вода – эталонное осуществление мечты сегодняшнего «брендинга», воплощение идеального продукта, в котором символическая составляющая абсолютно преобладает над физической. Святая вода предлагает потребителю чудо, или возможность чуда. И эта возможность чуда освобождает визуализатора от всяческих условностей, от любого рода брифовых ограничений. В ситуации возможности ослепляющего чуда можно сделать продвинутое «био», аскетичный минимализм, наивную фигуративность и даже нечто, очень напоминающее парфюмерный флакон.

Нетрудно найти аналогии между упаковкой святой воды и просто воды. Эта тема полна забавных рифм и иных подобий. Предлагаем раскрыть ее самостоятельно.

 

 

 

Текст: Евгений Фатеев, директор Streetart, Андрей Колоколов, арт-директор Streetart