Повсеместное проникновение digital не всегда играет на руку активным интернет-пользователям: открытый профиль и чрезмерная активность в соцсетях может обернуться для сотрудника негативными последствиями. Аналитический центр «Михайлов и Партнёры» провел исследование ключевых рисков и драйверов роста использования социальных сетей в коммуникации сотрудника и работодателя и поделился результатами с читателями Sostav.ru.

В опросе приняли участие менеджеры российских и международных компаний из 17 крупнейших городов России, включая Москву и Санкт-Петербург. Возраст респондентов составил от 25 до 60 лет, количество подчиненных – от трех и более человек. Результаты исследования наглядно демонстрируют источники упущенных возможностей и причины наиболее острых разногласий возникающих на стыке личных и общественных интересов сотрудников и руководства компаний.

Согласно исследованию, подавляющее большинство респондентов активно использует социальные сети (в среднем 2 часа в день), преимущественно для общения с друзьями по всему миру (74%), а также для чтения новостного (68%) и развлекательного (64%) контента и установления новых личных контактов (24%). При этом почти половина (41%) респондентов расширяет круг профессиональных контактов и решает текущие рабочие задачи посредством социальных медиа.

 

 

Рекрутинг в социальных сетях

Что касается поиска работы, опрос показал, что, несмотря на разнообразие онлайн ресурсов, 66% респондентов еще ни разу не использовали их в своей практике, тогда как каждый третий, искавший работу в социальных сетях успешно достиг своей цели, что подтверждает эффективность этого канала коммуникации в решении вопроса трудоустройства.

Следует подчеркнуть, что 49% респондентов позитивно настроены на поиск новых сотрудников через социальные медиа, и всего 12% из них высказались против такой практики. Полученные результаты говорят о том, что менеджеры-руководители готовы искать новых членов команды, используя онлайн ресурсы, при этом для собственного продвижения по карьерной лестнице этот инструмент используют крайне редко.

 

 

Практика привлечения социальных сетей при поиске персонала в России на сегодня развита достаточно слабо, при этом перспективы динамичного роста этого направления в ближайшем будущем очевидны. Масштабность охвата, высокая скорость передачи информации и простота использования этого инструмента коммуникации явно недооценена соискателями, тогда как потенциальные работодатели открыты к диалогу на этой площадке.

«Компании, связанные с медиа и коммуникациями очень часто ищут и столь же часто находят сотрудников в социальных сетях за счет особенностей самой коммуникационной среды, где этоявляется обычной практикой. Видеть профиль сотрудника очень важно для нас, это дает возможность оценить круг общения человека, стиль жизни и многое другое. В нашем агентстве работает не менее 10 человек, на которых мы вышли по теории «шести рукопожатий». В то жевремя, во многих отраслях данная практика только начинает внедряться, но со временем её использование станет неотъемлемой частью процесса поиска персонала», - прокомментировала Светлана Горевая, Генеральный директор, «Михайлов и Партнеры».

Тонкая грань

Сегодня в связи с динамичным развитием социальных сетей на первый план выходит проблема потенциальных репутационных рисков и материального ущерба, которые компании могут понести из-за некорректных высказываний и публикаций сотрудников. Согласно исследованию, вопрос регулирования этой сферы до сих пор остается открытым: преобладающее большинство респондентов никогда (39%) или лишь в исключительных случаях (31%) задумываются о реакции руководства при размещении постов в социальных сетях.

 

 

Актуальность проблемы также подтверждает тот факт, что 85% респондентов не подписывали кодекс поведения в социальных сетях при трудоустройстве, и 49% выступают категорически против регулирования работодателем их поведения онлайн.

 

 

Лишь 9% респондентов сообщили о том, что имели в практике прецедент увольнения сотрудников за публикацию «не тех» постов, при этом в других городах России этот показатель был выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге (10% против 6%).

 

 

Совокупность всех этих показателей свидетельствует о том, что большинство респондентов не осознают или игнорируют возможность негативных последствий при некорректном поведении в социальных медиа, как для работодателя, так и для самого виновника кризисной ситуации.

Еще больше усугубляет ситуацию то, что менеджеры среднего и высшего звена российских и иностранных компаний не только не задумываются о том, что они пишут в социальных сетях, но и не контролируют своих подчиненных. 96% респондентов заявили о том, что никогда или в очень редких случаях следят за своими подчиненными через неофициальные аккаунты в социальных сетях.

 

 

Принудительное регулирование поведения сотрудников онлайн вызывает негативную реакцию, при этом угроза устойчивости бизнеса с развитием социальных сетей неуклонно растет. В текущей ситуации компаниям необходимо защищать свои интересы, разрабатывая корпоративные кодексы правил поведения в социальных медиа и создавая новые каналы внутренних коммуникаций, которые будут транслировать правила этического поведения в социальных сетях всем работникам вне зависимости от занимаемой должности. Эти меры позволят сотрудникам с одной стороны их использовать, с другой – соблюдать разумные пределы в публикациях и комментариях.