Иллюстрация Depositphotos

 

По мере развития поисковых технологий рынок SEO будет трансформироваться. Даже сам термин SEO, скорее всего, претерпит изменения, адаптируясь под новую реальность. О том, как изменится рынок поисковой оптимизации и почему он будет меняться, рассказали зарубежные и российские эксперты.

Глобальный рынок поисковой оптимизации, по оценкам исследовательской компании Borrell Associates, уже к концу текущего года достигнет рекордной отметки в 613 млрд. долларов - это в три раза больше, чем тратили компании на SEO в 2008 году. Только 10-12% от этой суммы приходятся на рынок США, что позволяет говорить о немалых тратах на наиболее динамично развивающихся рынках.

К сожалению, Россия к ним не относится: по данным РАЭК, объем рынка SEO в нашей стране в 2015 году был на уровне 13 млрд. рублей, и останется, по оценке компании  Ашманов и партнеры, на этом же уровне в 2016 году. По средневзвешенному курсу рубля к доллару на IV кв. прошлого года, данная сумма равнялась 178 млн. долларов, или 0,03% от мировых трат на SEO.

Глобальный рынок SEO продолжит расти невероятными темпами: к 2020 году эксперты ожидают пятикратный рост данного сегмента. Североамериканский рынок - главный диджитал-рынок планеты - будет расти не так быстро (всего на 25% к концу десятилетия), и главными драйверами будут выступать рынки самых динамично развивающихся экономик.

Однако, сам рынок SEO подвергнется серьезной трансформации (как структурно, так и понятийно), что лишь придаст динамике темпам его роста, уверен известный эксперт в области интернет-маркетинга, колумнист издания Search Engine Land Джейсон Демерс.

 

Главный драйверы роста рынка SEO

Больше поисковых сессий

Число поисковых сессий на одного пользователя в будущем, вероятно, будет только расти. Молодые люди, в отличие от более старшего поколения, всё больше прибегают к технологиям. Кроме того, сами технологии станут более удобными и быстрыми, что также будет способствовать росту поискового трафика.

Больше пользователей

Интернет становится все более доступным для каждого жителя планеты. В ближайшем будущем, благодаря усилиям Facebook, Google и других компаний, практически все люди будут подключены к Сети. Интернетом также пользователи начнут пользоваться существенно чаще: при вождении автомобиля, поиске денег и других ситуациях, в которых пока интернетом пользоваться неудобно.

Альтернативные выходы в Сеть

Вырастут как альтернативные выходы в интернет, так и отраслевые поисковые системы (поиск в AppStore, Amazon.com и YouTube) и использование виртуальных ассистентов.

Дальнейшее снижение роли традиционной рекламы

Эффективность традиционной рекламы будет продолжать свое падение, пока не рухнет окончательно. После того, как это произойдет, бизнесу просто придётся переключиться на онлайн-кампании для привлечения клиентов.

Усложнение SEO

SEO со временем будет только усложняться. Если раньше для него было достаточно ключевых слов для построения ссылочной системы, то теперь SEO будет ориентироваться на стратегию развития контента. Кроме того, со временем существенно вырастет как объём доступных данных, так и возможности их использования.

 

Факторы, замедляющие рост рынка SEO

Конкуренция и высокая стоимость

Рост расходов на SEO свидетельствует о том, что всё больше компаний начинают работать на этом рынке. Конкуренция, как следствие увеличения игроков на рынке, усиливается. В итоге это приведет к увеличению стоимости входа, однако расходы на SEO при этом начнут снижаться.

График знаний и снижение видимости

Благодаря "Сети знаний" от Google (при вводе запроса в поисковик можно получить более широкую информацию по интересующему поиску) и другим формам готовых ответов в поисковых системах, пользователям нет необходимости переходить для поиска информации на тот или иной сайт. Это, в свою очередь, может привести к сокращению роли SEO.

Альтернативные формы поиска

Поиск постоянно развивается, принимая новые формы, в том числе в сторону развития персональных цифровых помощников. Так как в этих системах действуют иные алгоритмы, их сложнее ранжировать.

RankBrain и машинное обучение

Машинное обучение уже набирает обороты, а в будущем роль машинного обучения возрастет еще больше. Такие технологии, как RankBrain, начинают модернизировать поисковые системы в режиме реального времени. Со временем все сложнее и сложнее будет оценивать факторы ранжирования и реагировать на них соответствующим образом.

 

В скором времени сам термин «SEO» в его классическом понимании - оптимизация веб-сайта с целью получения им более высоких позиций в поиске - изменится. При этом, Джейсон Демерс уверен, что расходы на то, что в будущем будет подразумеваться под «SEO» будут только расти.

 

С мнением Демерса согласен и Александр Козориз, руководитель отдела поискового продвижения «Ашманов и партнеры». Российский эксперт прогнозирует, что в скором времени SEO рискует стать лишь малой частью всего продвижения в поиске.

 

Александр Козориз, руководитель отдела поискового продвижения Ашманов и партнеры


Полностью разделяю мнение Джейсона Демериса относительно происходящего в SEO и его прогнозов. Он говорит об очень глобальных вещах, и поэтому все они применимы к Рунету. Если же углубляться в детали, то, конечно, у SEO в России есть свои нюансы и отличия, как, наверное, на любом локальном рынке.

Изменения в ранжировании, которые заставляют менять подход в работе, мы почувствовали еще в 2012 году, именно тогда на конференции Optimization-2012 нами был затронут вопрос глобальных и необратимых изменений в поисковом продвижении (SEO) и трансформации обычного и привычного для всех SEO в «поисковый маркетинг». Именно этот термин с тех пор мы и используем.

Сейчас для того, чтобы повысить видимость сайта в поисковых системах, требуется заниматься не только SEO в обычном понимании (оптимизация сайта под поисковые системы), но и параллельно контролировать и вести работы по юзабилити, контекстной рекламе, контент-маркетингу и PR-активностям, активностям в социальных сетях и т.д. (разные метрики из каждого направления используются поисковыми системами как фактор ранжирования). Зачастую необходимо влиять даже на бизнес-процессы на стороне клиента, чтобы добиться лучших позиций в поисковых системах. Согласитесь, что это никак не умещается в понятие стандартного SEO.

Все эти изменения на рынке происходят довольно медленно, так как не все еще осознали их необходимость (и тут можно смело говорить как об агентствах, так и о самих клиентах), не все осмыслили и приняли ситуацию, чтобы двигаться дальше в этом направлении. Изменения начались ещё 4 года назад, а рынок только-только подходит к осознанию этих изменений. Сейчас все чаще и чаще говорят о комплексном подходе, о том, что нужно заниматься комплексным интернет-маркетингом, тогда и позиции в поисковиках будут лучше.

Поэтому нам видится в ближайшем будущем, что рынок окончательно осознает, что SEO само по себе уже неэффективно, и лишь комплекс работ по представлению бизнеса в интернете может дать желаемый результат, в том числе и в виде позиций в поисковых системах.

Это повлечет за собой новые форматы предоставления услуг. Уже сходят на нет тарифные планы в SEO «по позициям», «продвижение с гарантией» и др. На смену им приходят консалтинговые услуги и оплата работ специалистов поискового маркетинга по часам. Вполне можем допустить, что термин SEO рано или поздно пропадет из обихода интерне-маркетологов, либо станет лишь малой частью всего продвижения в поиске.

 

Многие "горячие головы" на российском рынке за последние пару лет неоднократно высказывались по поводу грядущей смерти SEO-рынка, однако и цифры, и оценка экспертов с этими заявлениями в корне расходится. SEO будет развиваться и увеличивать объем генерируемых инвестиций, однако неизбежна его трансформация под влиянием новых технологий. На мировой арене этот сегмент совсем скоро достигнет триллионных объемов, а у нас... все будет зависеть от экономической ситуации.