Иллюстрация Depositphotos

 

Агентство iMARS Communications специально для портала Sostav.ru провело очередное ежеквартальное исследование рынка объявленных тендеров на коммуникационные услуги за 1-й квартал 2016 г. Командой экспертов были проанализированы закупки компаний, которые работают строго по ФЗ-44 и ФЗ-223, т.е. обязаны публиковать все проводимые тендерные процедуры на портале Госзакупки.

Суммарный объем российского рынка коммуникационных услуг за период 1 января 2016 по 31 марта 2016 составил 4,21 млрд. рублей. Данный показатель включает в себя работы по комплексному PR-сопровождению деятельности компаний, организацию и проведение event-мероприятий, изготовление сувенирной продукции, маркетинговые исследования, рекламные активности, разработку и продвижение интернет-сайтов, работу по продвижению компаний в соцмедиа и др.

Сравнительный анализ 1-го квартала 2016 г. и 4-го квартала 2015 г. показывает, что общая сумма объявленных тендеров за прошедшие 3 месяца немного выросла: 3,32 млрд. в 4-м квартале 2015 г. и 4,21 млрд. руб. в 1-м квартале 2016 г. Связано это с тем, что ряд крупных закупок, которые планировались в конце 2015 г., были перенесены на начало 2016 г.

При этом анализ других кварталов 2015 г. показывает: 1-й квартал 2016 г. заметно отстает по сумме объявленных тендеров от 1-3 кварталов предыдущего года. Усугубило ситуацию и колебание курса российской валюты по отношению к евро и доллару. Как следствие, заказчики по-прежнему с настороженностью относятся к вкладыванию средств в рекламу и PR, а также дальнейшее продвижение услуг, рассчитывая на возможное укрепление национальной валюты в 2016 г.

 

 

При этом особняком стоит конкурс на выбор рекламного партнера для столичного метрополитена, стартовая стоимость которого составляла 17,5 млрд. руб. В связи с тем, что конкурс был отменен, в нашем исследовании мы не учитывали данную закупку. В противном случае данные 1-го квартала 2016 г. были бы сопоставимы с данными по всем 4-м кварталам 2015 г.

 

 

Суммарный объем рынка коммуникационных услуг в 1-м квартале 2016 г. составил 4,21 млрд. рублей, в частности:

- Рекламные и информационные/PR кампании (ключевые поисковые запросы: PR, рекламная кампания, информационная кампания, размещение в СМИ, пресс-тур и т.д.) – 1,54 млрд. руб.

- Интернет коммуникации (ключевые запросы: создание и разработка сайта, продвижение сайта, продвижение в соцсетях и т.д.) – 0,58 млрд. руб.

- Организация мероприятий (ключевые запросы: организация деловых и протокольных мероприятий, выставки, конференции и спартакиады, а также торжественные мероприятия т.д.) –0,95 млрд. руб.

- Рекламно-сувенирная продукция (ключевые запросы: дизайн, сувениры, полиграфия, брендинг и т.д.) – 1,65 млрд. руб.

 

 

Если сравнить показатели 1-го квартала 2016 г. и 4-го квартала 2015 г., то можно констатировать, что небольшой рост отмечается по всем категориям, за исключением организации мероприятий. Связано это с тем, что в конце 2015 г. ряд компаний планировали новогодние корпоративные мероприятия, а также участие в специализированных выставках и конференциях. Начало года как правило не отличается большим количеством выставок и конференций.

 

 


 

Владимир Ступников, президент iMARS Communications


Итоги 1-го квартала 2016 г. в целом предсказуемы и ожидаемы. В условиях нестабильности на мировых рынках, периодическим изменением курса рубля по отношению к мировым валютам коммуникационная отрасль испытывает проверку на прочность. И сравнение отдельных кварталов 2015 г. с 1-м кварталом 2016 г. это доказывает.

Сокращаются расходы на все виды обслуживающие сферы деятельности (консалтинг, коммуникации, инновации и т.д.). Кроме того государство, СМИ и общественные институты в последнее время стремятся сделать расходы на коммуникации максимально прозрачными и обоснованными, неоднократно поднимая вопросы затрат на коммуникации на профильных заседаниях и в информационных материалах. В том числе, поэтому большая часть заказчиков не рискует продолжать активную политику по объявлению конкурсов, а заняла выжидательную позицию.

 

 

В целом за период с января по март 2016 года выделить какой-то один месяц, в который отмечалась наибольшая закупочная активность, нельзя. Все месяцы были более-менее равными. Однако необходимо учитывать: в связи с тем, что ряд компаний в 4-м квартале 2015 г. и 1-м квартале 2016 г. значительно снизили траты, вопрос переноса данных средств на дальнейшие месяцы 2016 г. остается открытым.