По итогам 2014 года национальное телевидение удержало лидирующие позиции на российском медиарынке – как по аудитории, так и по объему рекламных доходов. В наступающем 2015 году значение ТВ лишь упрочится, прогнозируют эксперты, как это бывало всегда в предыдущие кризисы. Sostav.ru проанализировал, кто из ведущих телевизионных площадок упрочил положение в уходящем году, а кто потерял очки в сложное и неспокойное для страны время.

Согласно данным TNS Russia, телевидение продолжает удерживать лидерство в качестве самого охватного медиа: техническое проникновение крупнейших национальных телеканалов достигает 99%, около 73% россиян смотрят телевизор ежедневно, а около 93% - хотя бы раз в неделю.

Телевидение продолжает генерировать самые большие объемы рекламных средств, однако в третьем квартале 2014 года доля ТВ опустилась до 47% от общего «рекламного пирога». При этом эксперты Vi предрекают, что в следующем году доля телевидения вырастет до 53% процентов, как это было в 2008 году, и в предыдущие кризисные витки.

Главное телевизионной площадкой России остается «Первый канал», который за прошедший год существенно упрочил свои позиции. Согласно данным TNS Russia, «Первый» по итогам 2014 года увеличил долю с 13,7% до 14,5% (Россия, 4+). Увеличил долю и канал «Россия 1» - с 12,8% до 13,2%. А вот третий канал «большой тройки» - НТВ – заметно растерял аудиторию: за год доля площадки сократилась с 12,7% до 11,2%. НТВ потерял позиции и в Москве, переместившись с первого места на третье (Москва, 4+).

Четвертую позицию удалось удержать телеканалу ТНТ, несмотря на снижение доли с 7,1% до 6,8%. Продолжает терять долю и телеканал СТС – с 6,6% до 5,8%. Снижением доли отметились «Пятый канал» (с 5,8% до 5,6%) и РЕН ТВ (с 5,1% до 4,1%). Эксперты называют причиной такого перераспределения повышенный интерес россиян к новостям в связи с событиями на Украине и экономическим кризисом. Подтверждением этому служит значительный рост доли телеканала «Россия 24» - с 1,2% до 3,2%.

 

ТВ-площадки 2014
 

Регион: Москва
Целевая аудитория: 4+; 
Период: 01.01.2014-14.12.2014

 

Телеканал 4+
Аудитория, тыс.чел. Рейтинг, % Доля, %
ПЕРВЫЙ КАНАЛ 321 2,4 13,9
РОССИЯ 1 277 2,0 11,9
НТВ 262 1,9 11,3
ТНТ 161 1,2 6,9
СТС 133 1,0 5,7
ТВ ЦЕНТР 111 0,8 4,8
ПЯТЫЙ КАНАЛ 110 0,8 4,7
РЕН ТВ 103 0,8 4,4
ТВ-3 68 0,5 2,9
ДОМАШНИЙ 63 0,5 2,7
ЗВЕЗДА 63 0,5 2,7
РОССИЯ 24 62 0,5 2,7
РОССИЯ 2 54 0,4 2,3
РОССИЯ К 47 0,3 2,0
ПЕРЕЦ 39 0,3 1,7
КАНАЛ DISNEY 35 0,3 1,5
ПЯТНИЦА 35 0,3 1,5
КАРУСЕЛЬ 26 0,2 1,1
2X2 18 0,1 0,8
Ю 18 0,1 0,8
EURONEWS 10 0,1 0,4
RU.TV 9 0,1 0,4
СТС LOVE* 8 0,1 0,3
МИР** 5 0,0 0,2

 

Регион: Россия
Целевая аудитория: 4+; 
Период: 01.01.2014-14.12.2014

 

Телеканал 4+
Аудитория, тыс.чел. Рейтинг, % Доля, %
ПЕРВЫЙ КАНАЛ 1608 2,4 14,5
РОССИЯ 1 1466 2,2 13,2
НТВ 1249 1,8 11,2
ТНТ 758 1,1 6,8
СТС 645 1,0 5,8
ПЯТЫЙ КАНАЛ 623 0,9 5,6
РЕН ТВ 458 0,7 4,1
РОССИЯ 24 354 0,5 3,2
ТВ ЦЕНТР 340 0,5 3,1
ТВ-3 282 0,4 2,5
ДОМАШНИЙ 265 0,4 2,4
ЗВЕЗДА 260 0,4 2,3
РОССИЯ 2 252 0,4 2,3
ПЕРЕЦ 181 0,3 1,6
КАНАЛ DISNEY 170 0,3 1,5
КАРУСЕЛЬ 168 0,3 1,5
РОССИЯ К 148 0,2 1,3
ПЯТНИЦА 138 0,2 1,2
Ю 102 0,2 0,9
2X2 83 0,1 0,8
СТС LOVE* 40 0,1 0,4
МИР** 36 0,1 0,3
RU.TV 33 0,1 0,3
МУЗ ТВ 23 0,0 0,2
EURONEWS 22 0,0 0,2

 

* Телеканал в проекте TV Indeх с 01.09.2014
** Телеканал в проекте TV Indeх с 10.11.2014

 

Вторым по величине - как по аудитории, так и рекламных доходов - является интернет-сегмент, в котором лидерство удерживает Яндекс. Согласно данным TNS Russia (Россия 0+, январь 2014 - ноябрь 2014), вторую и третью строчку крупнейших площадок удерживают Mail.ru Group и ВКонтакте. Стоит отметить значительное упрочнение сайта объявлений Avito.ru.

 

Интернет-площадки 2014

  Average Monthly Reach Average Monthly Reach%
Яндекс (31 проект) 58765,9 55,7
Mail.ru (28 проектов) 58500,7 55,4
Vk.com 52495,2 49,7
Google (ru+com) 46812,5 44,3
Youtube.com 44166,7 41,8
Odnoklassniki.ru 40498,3 38,4
Wikipedia.org 32086,5 30,4
Avito.ru 26223,9 24,8
Facebook.com 23363,7 22,1
LiveJournal.com 17133,4 16,2

 

  Average Weekly Reach   Average Weekly Reach%  
Яндекс (31 проект) 47313,0 44,8
Mail.ru (28 проектов) 45227,9 42,8
Vk.com 40177,8 38,1
Google (ru+com) 30450,6 28,8
Odnoklassniki.ru 29364,5 27,8
Youtube.com 27212,8 25,8
Wikipedia.org 16353,1 15,5
Avito.ru 13017,9 12,3
Facebook.com 11695,5 11,1
Gismeteo.ru 8265,7 7,8

 

  Average Daily Reach   Average Daily Reach%  
Яндекс (31 проект) 29099,0 27,6
Mail.ru (28 проектов) 25117,9 23,8
Vk.com 24698,3 23,4
Odnoklassniki.ru 16893,6 16,0
Google (ru+com) 13276,0 12,6
Youtube.com 10282,8 9,7
Wikipedia.org 4300,1 4,1
Avito.ru 4033,8 3,8
Facebook.com 3686,6 3,5
Rambler (15 проектов) 3488,3 3,3

 

Печатная пресса в 2014 году продолжала терять не только аудиторию, но и рекламные доходы: весь год снижение составляло по 10% в квартал, однако четвертый квартал, как и для всей медиа индустрии, может стать куда более неприятным. Ведущая тройка печатных СМИ в России распределилась по итогам года следующим образом: "Антенна/Телесемь", "За рулем", "Аргументы и Факты" (май-октябрь 2014).

 

Печатные площадки 2014

База данных: NRS-Россия (+Zodiac). Май - Октябрь 2014
Размер генеральной совокупности (тыс.): 60592.2
Целевая база: Население <все волны>
Размер целевой базы (тыс.): 60592.2
Целевая группа: Население
Размер целевой группы (тыс.): 60592.2 Выборка: 41082
Размер (%): 100.0%

 

  Аудитория одного номера (AIR)
  Cover Cover%
Антенна/Телесемь 8789,4 14,5
За рулем 6108,3 10,1
Аргументы и факты 5538,5 9,1
Cosmopolitan 4918,1 8,1
Комсомольская правда (w) 4528,9 7,5
Вокруг света 4033,1 6,7
Телепрограмма 3826,3 6,3
Караван историй 3588,9 5,9
7 Дней 3345,7 5,5
777 3277,8 5,4

 

Радио в 2014 году стало одним из самых стабильных медиа, показывавшим рост и по аудитории в целом, и по объямам размещенных рекламных бюджетов. Первые места в рейтинге радийных площадок занимают: Европа Плюс, Дорожное радио, Авторадио (данные TNS Russia).

  Reach % Dly
Европа Плюс 16,6
Дорожное Радио 15,9
Авторадио 15,4
Русское Радио 14,5
Ретро FM 12,8
Радио Шансон 11,2
Радио Дача 8,2
Юмор FM 7,8
Радио России 7,3
Маяк 6,5