Иллюстрация depositphotos.com

 

1 сентября вступает в силу федеральный закон №242–ФЗ «О персональных данных», принятый в июле 2014 года. Он предусматривает хранение и обработку персональных данных российских пользователей на территории России. С самого начала интернет-рынок воспринял поправки настороженно: эксперты предупреждали, что закон может оказать большое влияние на все сегменты, в особенности на инфраструктуру, e-commerce, коммуникационные сервисы и социальные медиа.

С критикой закона выступала РАЭК — организация опасалась ухода глобальных игроков и существенных экономических потерь. Например, пользователи могли лишиться таких услуг, как онлайн-бронирование авиабилетов или отелей за границей. Замечания были частично учтены, и авиаперевозчиков вывели из-под действия нового закона. Не возникнет проблем и с самостоятельным бронированием гостиницы. Чтобы пользователи и компании могли разобраться со всеми тонкостями, РАЭК запустил информационный портал.

Главный недостаток закона «О персональных данных» заключается в том, что он создаёт дополнительную нагрузку на бизнес и регуляторов. Компаниям пришлось выделять средства на аренду или запуск дата-центров на территории России, причем делать это в условиях экономической нестабильности. Кроме того, у Роскомнадзора появились новые обязанности — проверять условия хранения и использования персональных данных.

За несоблюдение закона компания может попасть в «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Однако единственным основанием для включения в Реестр является решение суда, которое вступило в законную силу. Если решение поступило в Роскомнадзор, то максимальный срок для завершения блокировки составит 6 рабочих дней. После устранения нарушений доступ к сайту восстановят. Штраф за неправильный сбор, хранение, использование или распространение персональных данных составит 5000–10000 рублей для юрлиц.

В ближайшие полгода Роскомнадзор не планирует массовых проверок. Зато в списке плановых проверок значатся петербургский офис «Ростелекома», «Скартел» (бренд Yota), российское представительство General Motors. Google и Facebook ревизия пока не грозит, причем СМИ сообщили, что крупнейшая соцсеть не собирается подчиняться новым требованиям. Впрочем, окончательного решения Facebook не принял.

Новый закон коснется не всех сайтов. Есть несколько критериев, по которым будут определять направленность ресурсов. Первый — использование домена .рф, второй — наличие русскоязычной версии сайта в зоне .ru, третий — осуществление расчетов в рублях. Четвертым критерием является наличие договора, заключенного в России, или доставки. И наконец, Роскомнадзор будет смотреть, на каком языке распространяется реклама.

Отметим, что закон не имеет обратной силы. Если база данных сформирована до 1 сентября 2015 года и не будет обновляться, то она может остаться за пределами России. В противном случае обработка должна осуществляться в соответствии с новыми требованиями.