Российская рекламная отрасль, в последние годы находящаяся в состоянии перманентного законодательного стресса, была удивлена новыми заявлениями антимонопольного ведомства. Представители ФАС заявили о недопустимости публичных заявлений об изменении цен, что поставило в тупик и ритейлеров, и рекламщиков: как же тогда сообщать потребителям, например, о скидках?

В августе этого года ритейлеры Тюменской области (в частности, сети «Дикси» и «Ашан») стали получать от своих поставщиков предупреждения о возможном повышении цен на целый ряд товаров. Речь шла о 10-процентном росте на многие категории в связи с нестабильностью национальной валюты. В этот перечень вошли чай, кофе, хлеб, импортные алкоголь, овощи и фрукты и бытовая химия.

Когда в региональных СМИ стали появляться новостные материалы о грядущей корректировке цен, инициированные ритейлерами, в деловмешались антимонопольщики. Начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко тогда заявила, что ее ведомство начнет выносить предупреждения ритейлерам и поставщикам, заявляющим о возможном росте цен. В интервью "Российской газете" представитель регулятора объяснила, что публичные прогнозы об изменении цен антимонопольщики расценивают как сигнал к новому витку инфляции.


Фото Depositphotos

 

Чиновники посчитали, что любые публичные анонсы об изменении цен на товары и услуги могут нарушать закон о конкуренции. "Смысл говорить о своем планируемом поведении? Пускай у него растут цены. Если он делает это обоснованно, то зачем об этом заявлять в средствах массовой информации? В законе записано: нельзя публично сообщать о планируемом поведении, которое может привести к нарушению антимонопольного законодательства", - заявлял глава управления ФАС по Тюменской области Игорь Веретенников газете "Коммерсант".

Ритейлеры, а вслед за ними и рекламщики поняли такие заявление буквально: если нельзя говорить об изменении цен, то под сомнение ставится сама исторически сложившаяся архитектура взаимодействия продавца и покупателя: как же теперь анонсировать снижение цен - например, сезонные скидки? Озабоченность этим вопросом проявили и юристы, в частности, полномочный представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Однако рекламщикам и ритейлерам нечего бояться за свои маркетинговые кампании, заявили Sostav.ru представители ФАС. По словам пресс-секретаря ведомства, приведенная норма закона (речь идет о ФЗ «О защите конкуренции») не предполагает запрет распространения рекламной информации, в том числе сообщающей о намерении рекламодателя снизить цену на товар, объявить распродажу и т.п.

Наказывать будут лишь за публичные заявления, а не за рекламу товаров. Представителям ритейл-компаний, которые заявляют о повышении или снижении цен на пресс-конференциях, в комментариях, на семинарах и др., антимонопольщики будут отправлять предостережения о недопустимости нарушения закона. "Статьей 25.7 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность направления антимонопольным органом должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережения в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства", - пояснили в ФАС.

То, что в рекламных кампаниях ритейлеров используются заявления об "обвалах" цен, регулятор не будет расценивать как призыв к нарушению антимонопольного законодательства, так как это - креативная составляющая, которой компании привлекают клиентов - например, при проведении регулярных акций либо тех же сезонных распродаж.

Если с рекламщикам бояться нечего, то работа пиар-служб ритейлеров теперь в известной степени будет проблематична: получается, что представители торговых компаний не смогут давать комментарии СМИ на тему цен, так как общество может воспринять информацию слишком буквально - люди "побегут в магазины".