Иллюстрация Fotolia

 

Рост в первом квартале 2012 года, по оценкам участников рынка, составил 21-23%. В целом рост радио в прошлом году составил 21% - это самый высокий показатель с 2009 года.

Как правило, после очень бурного роста темпы замедляются, что считается классическим законом развития радио. Именно это показывает динамика в первом квартале 2013 года. Основной тренд радио за отчетный период – рост стоимости инвентаря.

 

  1. Рост объемов проданного времени и рекламных бюджетов по городам*

Город

Прирост проданного времени

1-й кв 2013 vs

 1-й кв 2012

Прирост рекламных бюджетов

1-й кв 2013 vs

 1-й кв 2012

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

4,8 %

21,5 %

НИЖНИЙ НОВГОРОД

0,2 %

2,6 %

ВОЛГОГРАД

10,3 %

22,0%

САМАРА

6,8 %

1,8%

РОСТОВ-НА-ДОНУ

20,5 %

31,3 %

ЕКАТЕРИНБУРГ

32,2 %

35,2 %

ЧЕЛЯБИНСК

17,5 %

24,7 %

ПЕРМЬ

5,4 %

1,4 %

НОВОСИБИРСК

11,7 %

15,0 %

КРАСНОЯРСК

-4,5 %

-4,9 %

КАЗАНЬ

26,8 %

21,7 %

УФА

-13,7 %

-19,6 %

ОМСК

-19,2 %

-13,5 %

СОЧИ

-11,5 %

-5,0 %

*TNS Media Intelligence, локальная реклама в регионах, 1-й квартал 2012/2013 гг., только ролики.

В регионах наиболее серьезный и стабильный рост реализованного времени и рекламных бюджетов отмечен в Екатеринбурге, Казани и Ростове-на-Дону. Отрицательную динамику по реализации рекламного времени и бюджетов показали Омск, Уфа и Сочи.

Санкт-Петербург, Волгоград, Ростове-на-Дону и Челябинск показывают существенный прирост рекламных бюджетов по сравнению с приростом реализованного времени.

Москва в первом квартале показывает отрицательную динамику по продажам рекламного времени с небольшим перевесом в сторону сети.

 

Рост объемов проданного времени и рекламных бюджетов Москва, отдельно сеть*

Рост проданного времени

 

Рост рекламных бюджетов

локальное

сетевое

итого

локальное

сетевое

итого

-9,9 %

-12,5 %

-10,7 %

17,7 %

5,2 %

10,9 %

*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2012/2013 гг., брутто, только ролики, без бартера и промо.

Иная ситуация в динамике рекламных бюджетов: +10,9 % к аналогичному периоду прошлого года, хотя рост бюджетов на локальном рынке значительно выше (+17,7 %), чем по сети (+5,2 %). По оценке участников рынка, рост в первом квартале составил около 12 %.

 

Динамика объемов проданного времени и рекламных бюджетов с 2009 г.

 

1-й кв 2010 vs 1-й кв 2009

1-й кв 2011 vs 1-й кв 2010

1-й кв 2012 vs 1-й кв 2011

1-й кв 2013 vs 1-й кв 2012

Прирост проданного времени

29,7 %

20,0 %

13,6 %

-10,7 %

Прирост рекламных бюджетов

22,4 %

35,3 %

43,6 %

10,9 %

*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2009/2013 гг., брутто, только ролики, без бартера и промо.

Следует отметить, что на фоне постепенного замедления темпов роста в 1-м квартале 2013 года впервые с 2009 года отмечается отрицательная динамика объема проданного инвентаря. Причины этого – медиаинфляция и общее снижение количество рекламодателей на радио в 2013 г.

 

  1. Рост объемов по категориям* (в %)

 Категория

Прирост проданного времени

1-й кв 2013 vs

 1-й кв 2012

Прирост рекламных бюджетов

1-й кв 2013 vs

 1-й кв 2012

Автомобили, мотоциклы

+11,0

+46,6

Медицина

-25,6

+3,3

Строительство, недвижимость

+12,4

+43,2

Ритейл

-16,8

-18,8

Телеком, связь

+21,8

+33,2

Банки, финансовые услуги, страхование

-36,2

-30,3

Развлечения/рестораны/аудио-, видеопродукция

-35,7

-16,3

Одежда/аксессуары

+10,9

+22,5

Бытовая, компьютерная и оргтехника

+2,4

+131,5

Туризм

+43,2

+32,0

*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2012/2013 гг., брутто, только ролики, без бартера и промо; представлены топ-10 категорий по объему брутто-бюджетов в 1 квартале 2013 г.

В категориях мы продолжаем наблюдать плавное падение затрат на радио в медицинском секторе со второго полугодия 2012 года. Также сократили расходы на рекламу финансовый сектор и ритейл.

Следует отметить, что в 1-м квартале 2012 года финансовый сектор показал существенный рост, поэтому небольшое падение вполне уместно, а вот ритейл продолжает сокращать объем денег на радио.

Категории «автомобили», «строительство и недвижимость», «телекоммуникации и связь», а также «одежда» и «туризм» наоборот, показывают исключительно положительную динамику.

 

Топ-5 категорий в 1-м квартале 2012/2013 гг.

1-й квартал 2012

1-й квартал 2013

Медицина

Автомобили, мотоциклы

Автомобили, мотоциклы

Медицина

Ритейл

Строительство, недвижимость

Строительство, недвижимость

Ретейл

Банки, финансовые услуги, страхование

Телекоммуникации, связь

 

На это повлияли: в категории «Ритейл» (сократили бюджеты MEDIA MARKT, "Детский мир", MEGA; не размещались "Аэробус ТЦ", "Бахетле" и др.); «Банки, Финансовые услуги, Страхование» (сократили бюджеты: Сбербанк России, "Связь-банк", "Мигкредит", "Делфи-Холдинг"; не размещались "Уралсиб", "Альфа-Банк", Home Credit, страховая компания "Макс"; «Развлечения» (сократили бюджеты Central Partnership, "Ква-Ква Парк"; не размещались "Вольга", "Нияма", Ресторан "Река", McDonalds). Существенное снижение объема реализованного инвентаря в категории «Медицина» (-25,6 %)

Рост показали категории: «Транспорт» (увеличили бюджеты Mitsubishi Motors, Nissan, Volkswagen и др.; новые клиенты - China Chongqing Industry, Subaru и др.), «Строительство» (увеличили бюджеты корпорация "Лидер", НДВ, "Дон-Строй"; новые клиенты - Est-A-Est, "Бест Недвижимость", "Стройинжиниринг Девелопмент"); «Телекоммуникации, Связь» (увеличили бюджеты МТС; новые клиенты - Nokia, МегаФон, ION) и «Туризм» (увеличили бюджеты Lufthansa, Министерство туризма Финляндии, Natalie Tours, "Аэроэкспресс" ,"Трансаэро"; новые клиенты -  Airbaltic, Министерство туризма Израиля, S7, "Аэрофлот").

 

Топ-10 рекламодателей в 1-м квартале 2012/2013 гг.

1-й квартал 2012 г.

1-й квартал 2013 г.

Рекламодатели

MEDIA MARKT

ФАРМСТАНДАРТ

ФАРМСТАНДАРТ

BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP

ТЭСКОМ

MITSUBISHI MOTORS

НАЦИОНАЛЬНАЯ
СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ

NISSAN

ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ)

MEDIA MARKT

BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP

НАЦИОНАЛЬНАЯ
СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ

ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ

STADA CIS

NISSAN

VOLKSWAGEN

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

GENERAL MOTORS CORP

RENAULT

FORD MOTOR CO

 

Остались в десятке лидеров в 2013 году, при этом несколько поменяв ранговые позиции: MEDIA MARKT, "Фармстандарт", Berlin-Chemie Menarini Group, Nissan. Новые рекламодатели, вошедшие в топ – это представители автопрома и фармацевтические компании (Mitsubishi Motors, Stada CIS, Volkswagen, General Motors, Ford Motor.

 

  1. Динамика объемов проданных минут и рекламных бюджетов по холдингам*

 Холдинг

Прирост рекламных бюджетов

1-й кв 2013 vs

 1-й кв 2012

Прирост проданного времени

1-й кв 2013 vs

 1-й кв 2012

 ЕМГ+ТР

+26,7

+9,8

 ВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПРОФ-МЕДИА

-3,6

-17,0

 РУССКАЯ МЕДИА ГРУППА

+31,5

-1,7

МУЛЬТИМЕДИА ХОЛДИНГ

+26,8

-7,2

KRUTOY MEDIA

+59,3

-0,3

 ГАЗПРОМ-МЕДИА

-7,4

-25,6

РУМЕДИА

+4,4

-17,2

 ВГТРК

-54,9

-35,5

 ARNOLD PRIZE

-23,8

-60,6

 КОНЦЕРН РАДИО-ЦЕНТР

-76,3

-91,2

 N/A

-1,7

-10,2

*оценка ЕМГ на базе мониторинга TNS Media Intelligence, 1-й квартал 2012/2013, брутто, только ролики, без бартера и промо.

Практически все радиохолдинги демонстрируют падение объема проданного времени в первом квартале 2013 г. Единственным исключением является ЕМГ, показавшая положительную динамику.

Из Топ-5 радиоходингов наиболее значимое уменьшение реализованного времени у "Газпром-Медиа", ВГТРК и Arnold prize. При этом необходимо отметить, что указанные холдинги показывают отрицательную динамику и по общему объему рекламных бюджетов (-7,4 %, -54,9 % и 23,8 % соответственно).

  1. Рост прайсов в первом квартале по холдингам и станциям, вся неделя (с 06:00 до 24:00)

(на основе прайс-листов радиостанций, по базам данных TNS, прирост по отношению к предыдущему действующему прайс-листу.)

 

 

Москва

Сеть

ВКПМ

Авторадио

0 %

0 %

Радио Romantika

0 %

0 %

Радио ENERGY

0 %

0 %

Юмор FM

0 %

0 %

ЕМГ

Европа Плюс

0 %

0 %

Радио 7

0 %

0 %

Ретро FM

0 %

0 %

Кекс FM

0 %

 

Радио Спорт

0 %

 

Радио Рекорд

0 %

0 %

РМГ

DFM

10 %

10 %

Maximum

0 %

0 %

Радио Монте-Карло

0 %

 

Русское Радио

0 %

10 %

Hit fm

10 %

10 %

Газпром-Медиа

Детское Радио

76 %

 

Relax FM

20 %

 

СИТИ-FM

21 %

 

Эхо Москвы

20 %

0 %

ВГТРК

Вести FM

0 %

0 %

Маяк

0 %

0 %

ВГТРК

Радио России. Культура

0 %

 

Радио России

0 %

0 %

ЮFM

0 %

0 %

Krutoy Media

Love Radio

4 %

15 %

Радио Дача

4 %

24 %

Такси FM

29 %

 

Румедиа

Business FM

13 %

 

Радио Шоколад

15 %

 

другие

Дорожное Радио

0 %

17 %

 

В 1-м квартале 2013 года наиболее существенное повышение расценок на радиорекламу в Москве у "Газпром-Медиа" (около 20% по всем радиостанциям холдинга за исключением "Детского Радио", прирост по которому составил более 75%). Также повышение стоимости радиоспота наблюдаем по радиостанция холдингов Krutoy Media и "Румедиа".

По сети повышение расценок у радиостанций РМГ (10%), Krutoy Media (Love Radio 15%, Радио Дача 24%), а также у "Дорожного радио" (17%).

Во втором квартале 2012 года уже сейчас ожидается стабильный рост около 10-12 % по Москве и сети, это связано с существенным ростом, который показал апрель 2012 года.

Текст: Дарья Чуйкова, вице-президент по коммерческой деятельности ЕМГ