В Ростове-на-Дону в медиа-центре «Медиас» состоялся круглый стол "Скрытые ресурсы регионального рекламного рынка: как развиваться в условиях кризиса". Эксперты, прибывшие на фестиваль рекламы и маркетинговых услуг “Меркурий. Регионы”, проанализировали главные тренды регионального рынка рекламы.

Эксперты отметили, что за последние месяцы прогноз развития рекламного рынка в России сильно изменился из-за общей экономической ситуации, санкций и антисанкций. «Нынешняя экономическая ситуация оказывает прямое воздействие на покупательскую способность населения и рекламную отрасль в целом. Темпы роста рекламного рынка продолжают снижаться. По прогнозу коммуникационной сети ZenithOptimedia, рост российского рынка в 2014 году составит 1,4%. В 2015 году динамика роста российской коммуникационной индустрии снизится уже до 0,8%, и это оптимистичный прогноз, который будет справедлив только в случае стабилизации цен на нефть, отсутствия новых санкций и хотя бы частичного разрешения конфликта между Россией и Западом», - считает Инна Смирнова, редактор Adindex.ru.

Рекламные агентства сильно сокращают расходы на медийку, особенно те, кто работает с иностранными компаниями – те сокращают бюджеты или вовсе уходят с рынка. Также заметна тенденция перераспределения в сторону бартерных историй. «Многие заказчики просто не знают, что делать, и некоторые просто на 100% сократили бюджет. А есть иностранные клиенты, которые сняли уже готовые к запуску проекты. У иностранных компаний сильно сокращаются затраты в рублевом эквиваленте в связи с падением рубля», - отметил Леонид Яковлев, директор по стратегическому развитиюкоммуникационного агентства Modul Pro (Санкт-Петербург).

Большая часть бюджета региональных компаний до сих пор складывалась из проектов субподряда от крупных сетевых федеральных агентств, локализованных в Москве и Санкт-Петербурге. Местное агентство зачастую выполняет лишь общее администрирование проекта для федералов. При этом многие локальные клиенты из ниши среднего и малого бизнеса, широко представленного в регионе, зачастую активно продвигают себя сами, не прибегая к услугам рекламных агентств. А крупные игроки сейчас заметно сокращаются адресную программу, отказываясь даже от городов-миллионников.

Впрочем, многие эксперты настроены оптимистично и находят в ситуации свои плюсы: освободившееся рекламное пространство смогут занять отечественные бренды. К тому же ряд крупных российских и транснациональных компаний имеют региональные представительства, у которых достаточно большие бюджеты и самостоятельность в их распределении. Сегодня уходят иностранные компании, что плохо для федеральных агентств, но является возможностью для регионального рынка, так как на рынок начинают выходить местные производители - сетевые компании, которые начинают обращаться к региональным игрокам», - считает Анастасия Комарова, Редактор журнала BTL magazine.

Поддержка локальных производителей может стать прекрасной перспективой для региональных агентств. Они как никто другой ближе к местному малому и среднему бизнесу и могут плотно с ним работать. «Региональным агентствам остается плотно работать с тем бизнесом, который представлен именно здесь – здесь он родился, и живет, и развивается. Причем работать экспертно – растить своего клиента. Так стартапы превращаются в бизнесы», - убеждена Наталья Самойлова, генеральный директор рекламно-коммуникационного агентства «PR-Эксперт» (Ростов-на-Дону).

Развитию стартапов способствует и то, что некоторые региональные банки активно запускают программы кредитования малого бизнеса. «Мы начали кредитовать малый бизнес три года назад, и в итоге у нас на данный момент 250 реально работающих бизнесов. А в 2012 году благодаря международным акционерам запустили программу «Молодежный бизнес России», сейчас выдали уже 82 таких кредита. Кредитовать стартапы можно и нужно», - считает Наталья Алябьева, помощник председателя Правления банка "Центр-инвест" по связям с общественностью (Ростов-на-Дону).

Трендом последних лет эксперты называют активное развитие BTL-сегмента. PR-акции, презентации, торговый промоушн, горячие линии становятся все более востребованными. BTL сейчас - один из наиболее динамичных сегментов на региональном рекламном рынке. Впрочем, на данном этапе ивенты чаще всего используют федеральные клиенты, а локальные игроки пока только учатся ориентироваться на этом поле.

«Компании сместили акцент с традиционной рекламы в сторону b2b мероприятий - вместо большого охвата аудитории сфокусировались на точечных целевых контактах. Час переговоров на деловом мероприятии может принести больше сделок, чем размещение рекламного ролика на ТВ в течение месяца», - убеждена Альбина Фахрутдинова, соучредитель маркетингового агентства Imagine group (г.Казань).

Очевидно, что в это непростое время заказчик будет не так активно, как раньше, стремиться тратить деньги на рекламу, в результате старые схемы перестанут работать. Зато будут востребованы новые идеи и решения, отметили эксперты. И здесь показателем качества может стать победа в региональном фестивале рекламы и маркетинга, где участвуют самые сильные и уверенные в себе игроки рынка.

"Mеркурий. Регионы" - это зеркало индустрии, показатель уровня развития рынка, тенденций и наиболее динамичных сегментов на региональных рынках. И главное, что сегодня становится наиболее актуально - конкурс обращает внимание и агентств, и клиентов на результат проведенной кампании. Иными словами, что в "кассе" по итогу, какова эффективность проекта? Проведение конкурса в регионах дает шанс местному, региональному агентству заявить о себе, найти себе клиента среди федеральных агентств", - заявила Наталия Захидова, продюсер фестиваля «Серебряный Меркурий».