Александр Кулебякин, директор TicketForEvent Russia

 

Все большее число людей покупает билеты на мероприятия через интернет. Сегодня это, в основном, билеты на концерты, спектакли и прочие развлекательные события. Но одна из заметных тенденций рынка электронных билетов заключается в повороте к b2b-игрокам. Ниша деловых и обучающих мероприятий растет, но популярные онлайн-кассы для продажи билетов для них не подходят. В ответ на нужды организаторов бизнес-событий на рынке появились специальные интернет-сервисы, которые помогают наладить самостоятельную продажу билетов. 

Покупка билетов на события через интернет становится все более привычным делом. В прошлом году онлайн было продано 12,4% билетов на мероприятия, а годом ранее – всего лишь 4,3%. Согласно совместному исследованию PayU и DataInsight, среди электронных платежей покупка билетов на мероприятия находится на седьмом месте по популярности, после оплаты услуг связи, ЖКХ, авиа- и ж/д билетов, товаров в интернет-магазинах и др. Билеты на различные события в интернете покупают 17% пользователей онлайн-платежей.

Потенциал для роста рынка электронных билетов огромен, и, в первую очередь, в развлекательной сфере. Российский рынок мероприятий, включающий кино, концерты, спектакли, спортивные состязания, оценивается в 5,5 млрд рублей. Больше всех зарабатывают театры: 1,5 млрд рублей было выручено за театральные представления. По 1 млрд рублей приходится на кино, концерты и на спортивные мероприятия. Другой 1 млрд распределен среди прочих видов событий, среди которых выставки, фестивали, народные гуляния и многое другое. Билетный рынок, по данным аналитической компании «Экспресс-обзор», в среднем растет примерно на 11% в год.

Крупнейшими участниками рынка онлайн-тикетинга являются билетные агрегаторы, из них наиболее заметны Concert.ru, Ponominalu.ru и Kontramarka.ru. Многие интернет-кассы работают уже около десяти лет, имеют большую лояльную аудиторию и являются основными онлайн-каналами распространения билетов. Специализируются они, в основном, на развлекательных мероприятиях.

Потребность в продаже билетов онлайн заметно растет у организаторов деловых и образовательных мероприятий: выставок, конференций, различных профессиональных семинаров и вебинаров, тренингов личного роста, лекций и проч. Подобные события сегодня пользуются повышенным спросом, а их посетители хотят удобно и быстро оплачивать свое участие по интернету, а не только через банковский счет или наличностью, как раньше. К тому же растущая конкуренция заставляет бороться за клиента, а возможность мгновенной оплаты повышает покупательскую конверсию.

Билетные онлайн-кассы для организаторов из b2b-сектора не подходят. Аудитория агрегаторов не та, и, кроме того, они выступают в роли афиши для пользователя, задавшегося вопросом: «А куда бы сходить вечером?». Организатор, отсылающий потенциального покупателя на такой сайт для покупки билета, может его потерять, если внимание клиента привлечет какое-то другое событие.

К тому же, в отличие от развлекательного сектора, компании, занимающиеся бизнес-мероприятиями, все больше стремятся напрямую работать со своей целевой аудиторией и строить с ней долгосрочные отношения. Билетные агрегаторы не дают возможности собрать данные о покупателях билетов.

Появившиеся недавно на рынке онлайн-тикетинга интернет-сервисы для автоматизации продажи билетов позволяют компаниям запустить распространение билетов самостоятельно: на своем официальном сайте, на партнерских ресурсах, в группах в социальных сетях и т.д. С их помощью можно организовать оплату билетов здесь и сейчас, именно в тот момент, когда посетитель сайта заинтересовался предстоящим мероприятием. Интернет-сервисы также помогают собрать информацию о своей аудитории с помощью анкет с нужными данными. В дальнейшем базу можно использовать для адресной работы, к примеру, сообщать людям о других предстоящих событиях.

Сегмент билетных агрегаторов в настоящее время близок к насыщению, а онлайн-сервисы для автоматизации продажи билетов будут занимать на рынке все большее место. Одним из драйверов их роста станет увеличение числа деловых событий. Кстати, отчасти интерес организаторов к деловым и обучающим мероприятиям можно объяснить геополитической ситуацией. Событийный бизнес не чувствует стабильности и потому избегает крупных вложений, предпочитая устраивать что-то менее затратное, но пользующееся хорошим спросом.

Сегмент онлайн-сервисов пока слабо развит, и конкурентоспособных проектов на нем мало, но, можно с уверенностью предсказать, что он будет уверенно развиваться – с совершенствованием технологий и более ясным пониманием со стороны компаний плюсов самостоятельного продвижения своих событий. В скором времени интернет-сервисы «перетянут» долю пользователей билетных агрегаторов на себя, и ими будут пользоваться не только организаторы деловых, но и развлекательных мероприятий. Об этом свидетельствует успех зарубежных аналогов. Международный сервис Eventbrite, который с момента запуска в 2007 году успел продать около 200 млн билетов, очень востребован в среде шоу-бизнеса. К примеру, менеджеры Леди Гага через Eventbrite совсем недавно продавали билеты на июльский концерт певицы в Лас Вегасе.

Первыми из российских организаторов развлекательных мероприятий, которые успели оценить возможности новых сервисов, стали музыкальные фестивали. Ими занимаются, как правило, активные молодые люди, привыкшие идти в ногу со временем и потому не чуждые интернет-технологий. Они заинтересованы в налаживании и поддержании контакта с посетителями, создании лояльной аудитории, которая будет из года в год посещать и приводить друзей на любимый фестиваль. Этим летом через TicketForEvent распространяли билеты организаторы «Волчьего Зова 14» в Гусе-Хрустальном, Фестиваля красок в Санкт-Петербурге, мото-фестиваля «Берег Маугли» в Павлово и многие другие.

Текст: Александр Кулебякин, директор TicketForEvent Russia