В конце прошлой недели в российском интернет-сообществе разразился громкий скандал: Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) заблокировала деятельность своего кластера "Медиа", который незадолго до этого выступил с громким заявлением о недопустимости размещения рекламы на ресурсах с пиратским контентом ПОДРОБНЕЕ.

Sostav.ru первым сообщил о данном конфликте и продолжает следить за его развитием. Координатор опального кластера Алексей Бырдин обратился к нашей редакции с предложением озвучить свою позицию по данному вопросу. Как открытая и прозрачная площадка, мы открыты для всех сторон данного конфликта. Читайте колонку Алексея, адресованную рекламному сообществу.

Я хочу поблагодарить Эльдара Соколова за возможность высказаться и подробнее рассказать об отключении рекламы на пиратских сайтах, заявлении Кластера РАЭК/Медиа и всему, что за этим заявлением последовало. Делаю это на правах директора Ассоциации «Интернет-видео», ведь именно с нашей инициативы эта история началась.

Обойдемся без проповедей о вреде пиратства. Просто отмечу, что с точки зрения производителей, правообладателей и дистрибуторов цифрового контента, пиратство – зло, которое самым серьезным образом сказывается на их бизнесе. Знаю, что на этой фразе поднимут вой всякие деятели (Артём, Владимир, Саркис, привет!) и начнут потчевать своих фолловеров мифами и конспирологией…

Однако, я верю, что аудитория Sostav.ru достаточно разумна и понимает, что во всем мире, во всех сферах интеллектуальной собственности и, особенно, в индустрии развлечений – борьба с пиратством ведется неспроста.

 

 

Надо понимать, что пиратство – это бизнес, даже если он прикрывается «робингудской» риторикой. По разным оценкам пираты Рунета зарабатывают от 25 до 70 млн долларов в год. Большую часть этих доходов (до 90%) приносит разнообразная реклама, размещаемая на пиратских сайтах – от банальных контекстных и баннерных партнерок и до брендирования, спонсорства и видеорекламы. Пираты вошли на большой рекламный рынок, не тратя на создание или покупку контента ни копейки.

Для привлечения, условно, миллиона посетителей нормальному сайту надо содержать редакцию СМИ или создать уникальный востребованный сервис, а пират может просто выложить на следующий день после премьеры экранную копию голливудского фильма и чуть-чуть поколдовать с SEO… Удивительно, но успешная реализация инициативы правообладателей и онлайн-кинотеатров может позитивно повлиять на бизнес и рекламную монетизацию всех легально-работающих медиа-компаний за счет сокращения объемов доступного «пиратского» инвентаря.

Рост CPM в легальном Рунете – приятный побочный эффект, но наша конечная цель иная. На данный момент самое мощное оружие правообладателя в борьбе с пиратством – судебная блокировка. Два последовательных выигранных иска в Мосгорсуде «всего» за 6-7 месяцев могут привести к «вечной блокировке» сайта ответчика – пирата. Проблема в том, что процесс самовоспроизводства у пиратов проходит куда быстрее и проще: на месте одного заблокированного сайта появляются два, а то и десять новых. Чтобы добить пиратскую «гидру» пиратский бизнес нужно сделать нерентабельным, бессмысленным. Согласитесь, лишение пиратов перспектив монетизации – отличный демотиватор.

Как же лишить пиратов доходов? На самом деле, все довольно просто. Более того, я на 100% уверен в успехе нашей инициативы. Все дело в том, что рекламные сети и партнерки, которые генерируют большую часть доходов пиратов, не имеют права с ними сотрудничать. И это – не пафос, а медицинский факт. Заглянув в стандартные Правила сотрудничества абсолютного большинства партнерских программ или рекламных сетей, мы увидим там прямой запрет на сотрудничество с плохими сайтами.

Хотите пример? Пожалуйста! Правила участия в рекламной сети Google гласят: «Издателям AdSense запрещено показывать рекламу Google рядом с материалами, защищенными авторским правом, без надлежащих разрешений на их публикацию». С Яндексом история немного другая. Согласно правилам РСЯ, «не допускается показ рекламы на ресурсах, не соответствующих требованиям действующего законодательства».

Широкое понятие… Мало того, что нелицензионное использование контента запрещено, но есть и еще одно нарушение, характерное для пиратских сайтов: там нет контактных данных и сведений о владельце. С 1 мая 2015 года это является нарушением п. 2 статьи 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который предписывает следующее: «Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе…».

Поясню: пираты никогда не оставляют данные о владельцах сайта, т.к. это может привести к их идентификации и уголовному преследованию. Для определения наличия/отсутствия данных о владельце сайта к судебной экспертизе прибегать не нужно: данные либо есть, либо их нет. Таким образом, пиратский сайт, очевидно, нарушает положения правил РСЯ и тоже должен быть оттуда исключен.

Наши требования просты и понятны. Они выполнимы и обоснованы. Они даже соответствуют духу и букве собственных правил рекламных сетей. Если кого-то в тексте заявления смутил пункт, что «торренты = пиратство», мы его без сожалений уберем. И самое главное – наша инициатива никак не связана с пресловутыми блокировками. Мы просто против того, чтобы пираты зарабатывали на том, что им не принадлежит.

Текст: Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции