Одна из самых трендовых технологий на московском транспортном рынке - каршеринг, аренда автомобилей с помощью специального приложения и сети расположенных по городу авто - оказалась под ударом из-за неприятной истории вокруг одного из крупнейших игроков - сервиса "Делимобиль".

Появившийся в столице не так давно каршеринг сразу привлек внимание наиболее прогрессивной публики. Пользователи с готовностью пересаживались на специально подготовленные автомобили, отмечая их удобство и низкую стоимость по сравнению с личным автовладением или такси. Однако спустя всего несколько месяцев стали появляться и негативные отзывы.

Так, пользователи указывали на непрозрачность системы формирования штрафов в случае ДТП. Известный журналист Александр Плющев протестировал сервис и предупредил о постоянном риске «налететь на расходы», поскольку обнаружил на предложенных автомобилях повреждения. Кроме того, в договоре отсутствовала информация о страховке КАСКО, а сведения в разделе FAQ не дают четкого ответа на вопрос об ответственности. «Если возникнет проблема, каршеринг покажется, не такой уж заманчивой штукой», - пишет Плющев.

По его мнению, отсутствие КАСКО позволяет сохранять низкую стоимость аренды, поскольку запуститься и раскрутиться нужно было на максимально дешевых тарифах. КАСКО же приведет к удорожанию на 30–50%, полагает журналист. Позже формулировку вопроса о страховке изменили, а в сообществе «Синие ведерки» появилось предупреждение, где условия договора с «Делимобилем» были названы «абсолютно кабальными».

«Самое главное, что они вводят потребителей в заблуждение. Они везде в своей рекламе пишут, что если по вашей вине с машиной случилось ДТП, то вы должны заплатить штраф в размере 20% от стоимости ремонта. А по факту там написано, что 20% от ремонта вы оплачиваете не ВМЕСТО ремонта, а ВМЕСТЕ с ремонтом! Это просто дополнительный штраф!», — объяснили активисты движения.

 

 

Столичный сервис каршеринга — краткосрочной аренды автомобилей — был запущен осенью 2015 года. Компании-операторы получают поддержку от правительства Москвы, первым партнером мэрии стала компания «Делимобиль». Она выделила около 500 машин Hyundai Solaris.

 

Пользователь Александр Семенов подтвердил огромный размер расходов, связанных с ДТП. В январе он попал в аварию по собственной вине, в результате «Делимобиль» выставил счет на 588 тысяч рублей. Счет включал полную стоимость ущерба и ряд штрафов. Мужчина рассказал, что в данный момент разбирается с сервисом. Он также создал сайт «Неделимобиль», где поделился своей историей и начал поиск юристов.

Разъяснения по поводу конфликта сервис дал через несколько дней. Его представители заявили, что все условия пользования находятся в свободном доступе, и раскрыли, из чего складываются финансовые списания. «Делимобиль» обвинил Семенова в очернении и шантаже ради снижения размера выплат.

 

 

Каршеринг в настоящее время переживает классический синдром успешного стартапа: сначала пользователи видят в нем выход на совершенно новый уровень комфорта, а затем находят многочисленные недостатки, свойственные не до конца отлаженным ввиду своей новизны системам. Дальнейшая судьба сервиса будет зависеть от того, что в конечном счете перевесит - достоинства или недостатки каршеринга.