Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
24.07.2015 в 14:00

Что происходит с образованием в рекламе

Александр Бородай для «Российского рекламного ежегодника»

5

Иллюстрация mosgu.ru

 

Рынок образовательных услуг в сфере рекламы последние 20 лет в России демонстрировал динамичное развитие. Впервые специальность «Реклама» была внесена в реестр профессий (специальностей) Госкомитета РФ по труду в 1994 году. К этому времени уже был накоплен некоторый опыт специализации по рекламе на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, которая была открыта еще в 1989 году. Одним из первых вузов, где в 1995 году был объявлен прием по специальности «Реклама» был Институт молодежи (ныне – Московский гуманитарный университет).

С участием Российской Ассоциации Рекламных Агентств открыли Высшую школу рекламы – факультет. За 20 лет работы факультета рекламы МосГУ подготовлено 3000 специалистов, многие из которых успешно работают в индустрии рекламы. С участием первых преподавателей и профессионалов из рекламной индустрии подготовлен первый государственный образовательный стандарт, который был утвержден в 1996 году. Новая специальность привлекала абитуриентов, поэтому уже в начале ХХI века прием на эту специальность объявили уже более 40 вузов. На базе МГИМО(У) МИД РФ и РГТЭУ создали Учебно–методические объединения вузов по специальности «Реклама». Преподаватели стали активно наращивать учебно-методическую базу, издавать учебники и учебные пособия. Это было важно, потому что переводная профессиональная литература свою роль сыграла, и была насущная необходимость анализировать российский рекламный рынок и технологии производства рекламы в российских условиях.

В рамках специальности «Реклама» получили свое развитие специализации. Первый стандарт не продержался и пяти лет. На базе нескольких вузов был подготовлен новый проект и его утвердили в 2000 году. Он сохранял структуру стандарта первого поколения, но был более демократичен с точки зрения возможностей вузов формировать учебные планы. До 45 процентов времени можно было заполнять дисциплинами по усмотрению вуза. Это соответствовало нормам академических свобод, принятым в мире.

В 2010 году на рынке образовательных услуг в сфере рекламы работало примерно 180 вузов. В них обучалось более 40 тыс. студентов. Например, на факультете рекламы МосГУ обучалось 1750 человек по очной, очно-заочной и зачной формам обучения. Набор абитуриентов в 2008 году только в этом вузе составил 500 человек. Затем произошел резкий спад численности поступающих по демографическим и иным причинам. Сокращение притока абитуриентов в вузы на данном направлении в последние годы стало следствием сокращения выпуска в средних школах (лицеях, гимназиях) с 1,5 млн. чел в 2008 году до 740 тыс. в 2014 году. Второй фактор – это состояние рынка рекламы и потребность в кадрах для индустрии коммуникаций. Спад рынка в 2008 – 2009 годах примерно на 25% повлиял на принятие решений выпускниками школ и их родителями. Многие из них консультируются с представителями данной профессии. В дальнейшем рынок рекламы вышел на ежегодный прирост в 13-18%, однако инерция настроений продолжала оставаться с негативным оттенком. В последнее время появилась тенденция, когда Минобрнауки РФ стало вводить ограничение по бюджетным местам, мотивируя это тем, что надо учить студентов данного направления за счет рекламного и PR бизнеса.

 

На рынке образовательных услуг по данным портала bakalavrmagustr.ru работает 275 государственных и негосударственных вузов России, которые в 2014 году объявляли прием на бакалавриат по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Из них 46 – это филиалы вузов, которые вряд ли будут продолжать обучение студентов с учетом требований ежегодного рейтинга Минобрнауки РФ. Пока в списках так же еще значатся некоторые вузы, не прошедшие аккредитацию и вузы культуры и искусства. Но по ним решение принято. В списках может остаться немногим более 200 вузов. Если иметь ввиду, что государственных и негосударственных вузов в стране 1300 (без филиалов), то подготовка данного направления ведется в 20 процентах вузов. В Москве и Московской области таких вузов насчитывается 47. Среди них МГУ им. Ломоносова, МГИМО(У) МИД РФ, НИУ-ВШЭ, РЭУ им. Плеханова, РАНХ и ГС при Президенте РФ, ГУУ, РУДН, МАМИ, МАИ, Московский государственный лингвистический университет, Международный университет в Москве и др.

По количеству вузов с направлением подготовки «Реклама и связи с общественностью» в городах России ситуация следующая. После столицы вторую позицию занимают вузы Санкт-Петербурга. Их общее количество равняется 25. В городах с численностью населения более миллиона жителей или близких к этому 3 складывается такая картина: Самара – 10 вузов, по 6 вузов насчитывается в Новосибирске, Краснодаре, Омске и Челябинске. По 4 вуза ведет подготовку по рекламе и PR в Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Казани, Иркутске, и Калининграде.

В государственных вузах, как правило, бюджетные места на «Рекламу и связи с общественностью» Министерством образования и науки РФ с 2014 года не предусмотрены. Министерство культуры РФ приняло решение в своих подведомственных вузах не объявлять прием по непрофильным направлениям подготовки. В этот список включили и специальность «Реклама и связи с общественностью». Сокращение списка российских вузов с направлением подготовки «Реклама и связи с общественностью» происходит по нескольким причинам. Во-первых, идет процесс объединения вузов. В числе первых объединили РГТЭУ и РЭУ им. Г.В. Плеханова, затем МАМИ и РГУХМ, начался процесс объединения МПГЛУ и МГГУ им. М.А.Шолохова. Целый ряд вузов, где была наша специальность, лишили лицензии и запретили прием. В том числе, весьма активно сокращают численность в тех филиалах, которые не имеют преподавательского потенциала, эффективной инфраструктуры и базовых предприятий.

Стандарт второго поколения, утвержденный в 2000 году, работал 15 лет. В 2011 году российские вузы перешли на стандарт третьего поколения. Он предусматривает подготовку бакалавров и магистров вместо специалистов, которых по очной программе обучали пять лет. В 2015 году вузы выпускают первых бакалавров с полной программой обучения. Они проучились четыре года, и в июне будут защищать выпускные квалификационные работы на звание «бакалавра». Небольшая часть из них продолжит учебу в магистратуре. Это в полной мере относится к нашей профессии. В этом году будут выпущены последние специалисты на очных отделениях, в следующем – последние на заочных и вечерних формах подготовки. Необходимо отметить, что стандарт второго поколения имел свои преимущества. Прежде всего, он предусматривал подготовку по специализациям. В вузах России существовало около 30 вариантов специализаций в сфере рекламы. Они выбирались под профиль вуза и актуальность будущей работы выпускников. Так, в нашем вузе было шесть специализаций: рекламный менеджмент, рекламный маркетинг, дизайн в рекламе, копирайтинг, режиссура рекламы, PR в рекламной деятельности. Во многом специализации определяли будущее выпускника. Наш вуз не пытался конкурировать с ВГИКом, но среди выпускников есть несколько режиссеров, которые снимают художественные и 4 телевизионные фильмы: Тимур Алпатов, Виталий Шепелев, Дмитрий Грачев, Денис Соломович. Они пошли по пути Тимура Бекмамбетова: от рекламы к художественным фильмам. Студенты, которые были расположены к дизайну, стали арт-директорами и креативными директорами: Юрий Полонский, Валентина Наумова, Арег Сафарян, Мария Пухова и другие.

 

 

Среди наших выпускников есть люди с очень интересными профессиональными траекториями. Приведу такой показательный пример. Антон Демаков специализировался по копирайтингу. Будучи студентом, ездил волонтером в США для освоения английского языка. Был капитаном факультетской команды КВН, стажировался в Великобритании, работал копирайтером в Saatchi&Saatchi Moscow. Совсем недавно его утвердили креативным директором Saatchi&Saatchi Georgia и перевели работать из Москвы в Тбилиси. Генеральными директорами работают: Белова Мария (Мастерская рекламы), Бойко Евгений (NPG Media Moldova), Бондарь Денис (С2А), Васенина Жанна (Event Island), Гаврилова Екатерина (Glamur), Земская Юлия (Brand Inside Moscow), Куц Андрей (Orange Fox), Левин Андрей (LAVAdvert), Моисеенко Антон (Кронверк), Першина Татьяна (Brend Voter), Пономарёв Сергей (Диамант TV), Чебасов Антон (Brend Car), Рассказова Оксана (Optima Production), Спорягина Елена (Синдика Медиа Групп), Погосян Анна (Zuper).

Следует так же отметить, что в современной России получила развитие система среднего профессионального образования, в которой предусмотрена подготовка по рекламе с квалификацией «Специалист по рекламе». Прием ведется на базе неполной средней школы (9 классов) и на базе полной средней школы (11 классов). Сроки обучения в колледже по рекламе на базе 9 классов – 4 года. Это на год продолжительнее, чем на остальных специальностях среднего профессионального образования.

Всего в России, по данным портала vsekolledzhi.ru, 74 колледжа и техникума ведут подготовку по специальности «Реклама». В том числе 30 из них сосредоточены в Москве и Московской области. Хорошая подготовка по программам среднего профессионального образования ведется в Первом московском образовательном комплексе (Медведково), Технологическом колледже №20 (Измайлово), в колледже Московского гуманитарного университета (Вешняки) и других. Выпускники колледжа стараются поступить в вуз для получения высшего образования. Из них 1/3 поступает на очную форму подготовки и 2/3 на заочную. Многие выпускники считают, что объем знаний, который они смогли получить в колледже, достаточен для профессиональной деятельности в рекламной индустрии, поэтому мотивация к учебе у таких студентов, зачастую, слабая. Эта субъективная оценка мешает должной мотивации в учебе.

Образовательная программа по рекламе и связям с общественностью имеет свою доминанту. Это теория и технологии коммуникаций. Важно, что вузам предоставлена возможность формировать учебные дисциплины исходя из принятой концепции подготовки бакалавров. Всю программу можно было бы представить в четырех учебных блоках. Первый (базовый) из них – маркетинговый. К нему можно отнести основы маркетинга, экономику, математику и статистику, брендинг, маркетинговые стратегии, социологию рекламы и связей с общественностью, психологию рекламы и связей с общественностью и другие. Второй модуль – гуманитарный. Здесь важно усвоить (не просто знать, но и понимать) историю, философию, логику, иностранный язык, психологию, культурологию, искусство, литературу, русский язык и культуру речи. Далее мы выделяем дисциплины, которые относятся к теории и практике коммуникаций. Это - современные концепции коммуникаций, основы теории коммуникаций, digital коммуникации, коммуникации бизнеса и власти, интегрированные коммуникации в бизнесе, медийное поведение в информационном обществе, коммуникационный менеджмент и другие. Наконец, четвертый блок профессиональных дисциплин содержит: технологии рекламы и связей с общественностью, технологии построения репутации, разработку медиапланов, управление рекламным агентством, информационные технологии в массовой коммуникации и другие.

В современных условиях рекламная деятельность существенно усложнилась, и этот процесс продолжается. Новая ситуация заставляет операторов рекламного рынка бороться за усиление своих позиций, пересматриваются стратегии, совершенствуется финансовая деятельность, оптимизируются организационные и управленческие структуры. Кроме того, осваиваются принципиально новые подходы и технологии. Все большее внимание уделяется качеству персонала. Ключевой становится проблема уровня профессионализма кадров – поиск талантов, их рост, удержание и стимулирование.

 

Цель кадровой работы – воспитать не ограниченных «шорами» узкой специализации и профессиональной ориентации специалистов, а обладающих панорамным мышлением, глубоким пониманием проблем и процессов, идущих в обществе и в сфере маркетинговых коммуникаций, научить грамотно решать проблемы кросс- культурных коммуникаций, а главное – работе с людьми. Соответственно, обучение на университетском уровне по особенностям, приемам и технологиям рекламы претерпевает существенные изменения. Акценты в 6 обучении делаются не столько на традиционной рекламе в СМИ, сколько на совсем других аспектах, отражающих вышеупомянутые тенденции.

В ведущих университетах, выпускающих специалистов в области рекламы, существует практика активного сотрудничества с рекламными, промышленными и другими фирмами. Студенты выполняют работы по их заданию, эти работы поддерживаются ими технически, методически и материально. Одновременно фирмы ведут поиск и отбор наиболее талантливых выпускников, предлагают им работу. В вузах наблюдается процесс создания открытых кафедр, организованных холдингами и ассоциациями в ведущих вузах (МГИМО, НИУ ВШЭ).

На нашем факультете к проведению занятий по дисциплинами профессионального и специального циклов привлекаются специалисты из сферы коммуникаций. В учебном процессе участвуют ведущие специалисты из рекламной и PR индустрии: генеральный директор PR- агентства Market Assisten Group Якутина Е.Н., руководитель отдела социологических исследований Аналитического центра компании Vi, доктор социологических наук, профессор Полуэхтова И.А., креативный директор Галереи современного искусства «Арт Гнездо», главный редактор журнала «Просто Искусство», к.т.н. Гольман И.А., директор по работе с клиентами и новому бизнесу Advance Digital Коцюба А.С., директор консалтингового агентства «Русский персонал» Горский Д.А., генеральный директор кинокомпании «Дебют», заслуженный деятель искусств РФ Токарев Б.В., председатель правления Творческого Союза дизайнеров г. Москвы Плахтий А.С., режиссер киностудии «Мосфильм» Фетисов В.М. и другие.

Важное значение для качества подготовки кадров для рекламной индустрии имеет профессорско-преподавательский состав. На факультете рекламы преподают специалисты высшей квалификации.

Среди них: доктор политических наук, профессор Мухаев Р.Т., доктор философских наук, профессор Мрочко Л.В., доктор экономических наук, профессор Разовский Ю.В., доктор философских наук, профессор Воскобойников А.Э., доктор политических наук, профессор Буренко В.И., доктор исторических наук, профессор Васильев Ю.А., кандидат исторических наук, доцент Головлёва Е.Л., член Союза дизайнеров России, профессор Васильев А.А., доктор культурологии, профессор, лауреат премии Союза журналистов СССР «Золотое перо», лауреат литературных премий Союза писателей России им. Чехова, им. В.В. Маяковского, член Союза писателей России Головин Ю.А., доктор культурологи, профессор Коханая О.Е. и другие преподаватели.

Для профессиональной подготовки в рамках учебного процесса проводятся творческие мастерские, где студенты проектируют рекламные и PR кампании, рекламные продукты по брифам. На факультете рекламы активно используются Индустриальные стандарты, которые разработаны и приняты для рекламных агентств ведущим российским рекламным индустриальным объединением – Ассоциацией Коммуникационных Агентств России. Это имеет большое значение для адаптации к профессиональным требованиям в отрасли. По Индустриальным стандартам есть вопросы в итоговых государственных экзаменах, этот документ рекомендован для выполнения выпускных квалификационных работ студентов.

Важнейшим компонентом учебного процесса являются мастер- классы. Только в текущем семестре на факультете рекламы прошли более двадцати мастер-классов. В том числе, мастер-класс Рожкова И.Я. (МГИМО (У) «Эффективные коммуникации в рекламе и PR», мастер-класс Сергея Оганджаняна (TWIGA) «Современные тренды в маркетинговых коммуникациях», мастер-класс Подгорецкого А.В., Digital Creative Director Digitable (Market Group) «Digital. Взгляд в будущее. Основные тренды в идустрии digital», мастер-класс Креативного директора рекламной группы FRIENDS MOSCOW Максима Пономарева «Как усилить маркетинговую функцию креатива в рекламе», мастер-класс Рената Ханзарова, Business Development Director «Нравственность бренда и российское общество», мастер-классы Дениса Елисеева (FRENDS MOSCOW) «Реклама будущего. От монолога к диалогу, от диалога к сервисам и своим продуктам»,мастер- класс генерального директора маркетингового агентства Jump Start Алексея Назарюка «Брендинг корпоративных проектов», «Секреты эффективности. Как делать успешную рекламу и не платить за медиаразмещение (Eraned media VS Paid media)», мастер-класс Надежды Панченко, директора по развитию Citymetria «Корпоративная социальная ответственность бренда как платформа интегрированных коммуникаций с потребителем». Большой интерес вызвал творческий вечер автора и ведущего телеканалов «Москва 24», «Моя Планета», автора и режиссера фильмов про полярную экспедицию на канале «Моя Планета», обладателя мирового рекорда Гиннеса за эту экспедицию, участника первых фестивалей рекламы в МосГУ, капитана команды КВН факультета рекламы в 2000–2002 гг., выпускника факультета рекламы (2002 г.), режиссера Дениса Соломовича.

Ведущий канала «Моя Планета» Денис Соломович

 

Составной частью качества учебного процесса выступает научно- исследовательская работа студентов. В апреле 2014 года студенты 8 факультета рекламы приняли активное участие в научно-практической конференции на тему: «Реклама в ХХI веке: современные тренды» с участием представителей Пекинского объединенного университета. Подготовлен сборник материалов конференции, который находится в производстве. В материалах конференции представлены публикации магистрантов, студентов и преподавателей.

Определенным индикатором качества учебного процесса является подготовка учебников и учебных пособий на кафедрах. Среди авторов в Московском гуманитарном университете следует отметить Е.Л. Головлеву. Ее учебники: Основы рекламы, Торговая марка, Массовые коммуникации и медиапланирование, Международная реклама: история и современность, Реклама в современном западном обществе: культурно- исторический аспект, Основы межкультурных коммуникаций, Международная реклама, Кросс-культурные коммуникации. Состоялось несколько изданий названных учебников и они пользуются спросом на рынке учебной литературы.

Профессор Мрочко Л.В. издал целый ряд учебных пособий: Паблик релейшинз в коммуникационном процессе, Торговая марка, Массовые информационные процессы, Информационная политика государства. Профессор Мухаев Р.Т является автором многих учебников, в том числе: Правоведение, Политология, Системы государственного и муниципального управления. Заместитель заведующего кафедрой Грибок Н.Н. подготовила учебные пособия: Социальная реклама, Российский рекламный рынок: тенденции развития. Профессор Гольман И.А. является автором серии книг по современной рекламе: Рекламная деятельность. Планирование. Организация. Технологии, Реклама «плюс», реклама «минус» (в двух томах), Российская реклама в лицах. В ближайшее время необходимо адаптировать новые учебники и учебные пособия к стандарту четвертого поколения.

Основные требования к выпускнику вуза, на которые мы в своей работе ориентируемся, были сформулированы Комиссией АКАР по профессиональному образованию. К ним относятся: умение понимать задачу и находить решение; стрессоустойчивость; коммуникабельность; инициативность; умение работа в команде; постоянное стремление к самосовершенствованию, карьерному росту; практические навыки (написание текстов, работа с большими объемами информации и т.п.); навыки участия в проектах, ведения проектов с отдельно выделенными участком ответственности; опыт работы в сфере рекламы в период обучения в вузе; хорошее знание основ работы в креативе, медиа, BTL, клиентском сервисе; уровень базовой теоретической подготовки по 9 специальности «реклама»; опыт работы вообще в период обучения в вузе; профиль образования; дополнительное образование, курсы, стажировки, программы повышения квалификации, программы мастер-классов. Из этого списка специально выделяется компонент профессиональной подготовки и личных качеств молодого специалиста.

Важнейшим условием успешного трудоустройства выпускника является постоянное взаимодействие факультета рекламы и выпускающих кафедр с профессиональным сообществом. Важно привлекать студентов к профессиональным акциям, творческим мероприятиям. Цель такой стратегии способствовать адаптации будущих кадров рекламной и PR индустрии к корпоративной культуре, профессиональным требованиям работодателей. В этих целях мы включили в программу обучения и в программу государственного экзамена по итоговой аттестации Индустриальные стандарты, которые были разработаны и приняты Ассоциацией Коммуникационных Агентств России. Это инновационный технологический документ, которым пользуются в рекламных агентствах. Мы считаем, что не следует ограничиваться нашим фестивалем, а дополнительно участвовать в различных проектах рекламной и PR индустрии. Это конкурс «Серебряный Меркурий», фестиваль маркетинга и рекламы «Red Apple», «Ярмарка возможностей», семинары и мастер- классы на базе ведущих агентств и компаний. При этом важно интегрировать учебный процесс на факультете рекламы как по направлению «реклама и связи с общественностью», так и по направлению «дизайн» с мероприятиями, где творческим работам студентов дается профессиональная оценка специалистов. Работы, которые вызывают интерес у профессионального сообщества, являются поводом для взаимодействия, приглашения на стажировку. Этот путь многократно проходили наши студенты разных поколений, которые успешно трудоустраивались.

 

Эффективным инструментом трудоустройства выпускников является портфолио, подготовленное за период учебы. Портфолио – это досье профессиональных достижений выпускника вуза, которые оценивают работодатели в конкурентных условиях подбора кадров. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в вузе.

Так, студентка 5 курса факультета рекламы Московского гуманитарного университета Анна Федорова за период учебы 10 сформировала портфолио и предложила его на личной странице в социальных сетях. Она пишет: «В 2009 году посетила за компанию с друзьями День Абитуриента в МосГУ. Была удивлена возможностями для получения творческой профессии в университете, который находится по соседству с моей школой (№ 791) и моим домом. Приняла решение: после окончания школы поступаю только в МосГУ. Поступила на первый курс факультета рекламы. Обучалась на курсах современной фотографии, прошла фототренинг по программе Fotoscopе». На втором курсе, в 2010 году получила много интересных впечатлений от участия в съемках программы «Настроение» на телеканале ТВЦ. Участвовала в разработке рекламных материалов дизайн-лаборатории компании «Пега-тур» совместно со студентами Британской Вышей Школой Дизайна. Принимала участие в работе 42-го Всемирного рекламного Конгресса IAA, который проходил в Государственном Кремлевском Дворце.

В 2011 году проходила стажировку в коммуникационном агентства Paper Planes по направлению технологии интернет коммуникаций. Обучалась в творческих семинарах фотохудожника Александра Ноздрина. Окончила курс обучения в Фото-школе Foto.ru. Участвовала в международном студенческом фестивале рекламы Пекинского объединенного университета. Принимала участие в творческих конкурсах ХIII МСФР в МосГУ. На следующем курсе принимала участие в цикле семинаров предпринимателя Владимира Довганя. Участвовала в учебном проекте предпринимателя Андрея Коркунова. Посетила курс лекций по программе бизнес-тренера Радислава Гандапаса. Зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель с целью создания своего бизнеса. Принимала участие в творческих конкурсах ХIУ МСФР.

Обучаясь на четвертом курсе, закончила школу Digital-маркетинга в «Артокс Системс». Обучалась на семинаре Алана Пиза по московской программе. Принимала участие в творческих конкурсах ХУ МСФР. Прошла обучение по PR-коммуникациям у Вероники Сысуевой в Zebra Company. Вошла в команду международного проекта MoxieInstitute совместно с Letitripple. Получила аккредитацию как фотограф в New York Institute. Стала официальным дилером компании Проект 111».

Таким образом, подготовка студента к профессиональной деятельности предполагает его активную позицию по формированию профессиональных навыков через участие в различных проектах. Эта часть резюме соискателя на должности менеджера по рекламе, копирайтера, арт- директора, аккаунт менеджера, бренд менеджера, медиадиректора и т.д. будет привлекательной для работодателя. Поэтому вузам необходимо 11 развивать ориентированные на практику различные мероприятия, в которых студенты могут закрепить полученные теоретические и практические знания и навыки для будущей работы.

 

Федеральный Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, наряду с государственной системой аккредитации вузов, предусматривает так же и такую форму оценки как общественная и профессионально-общественная аккредитации образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, как прямо отмечается в законе, представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Вузам, которые ведут подготовку бакалавров и магистров по направлениям «Реклама и связи с общественностью» целесообразно проходить профессионально-общественную аккредитацию в профильных ассоциациях и профессиональных объединениях. Следует подчеркнуть: важно, чтобы профессионально-общественная аккредитация не повторяла содержание государственной аккредитации, а дополняла ее с учетом специфики профессиональной сферы. Поэтому необходимо разделить сферы государственной аккредитации и профессионально-общественной. Как построить профессионально-общественную аккредитацию? Какие направления работы вуза, и какие критерии оценки могут быть интересными и целесообразными для профессиональной организации, которая проводит общественно-профессиональную аккредитацию?

Прежде всего, необходимо определить, в чем будет состоять профессиональный интерес у организации, которая проводит такую аккредитацию. Работодателям, либо их общественным организациям важно иметь представление об уровне и качестве подготовке кадров в конкретном вузе, чтобы готовить кадровый резерв и приглашать на работу его выпускников. Профессионально-общественную аккредитацию может проводить Ассоциация Коммуникационных Агентств России, ее комиссия по HR и профессиональному образованию. В этой же роли могут выступать Российская Ассоциация Маркетинговых услуг, Российское отделение Международной Рекламной Ассоциации (IAA), Ассоциация визуальных Коммуникаций и другие.

Необходимо подчеркнуть, что процедура аккредитации не должна быть для профессиональных организаций трудоемкой. Организации не могут отвлекать от основной 12 деятельности на значительное время представителей рекламного или PR бизнеса. Показатели для оценки с учетом интересов работодателей могут быть следующими. Необходимо дать заключение о трудоустройстве выпускников профильного направления данного вуза. Для этого можно предложить вузу составить список 100 выпускников с местами их работы и должностями, на которых они работают. Следует оценить творческие достижения выпускников за последние 5 лет в части получения различных призов и сертификатов в национальных и международных творческих фестивалях, рейтингах агентств, где они работают, и их вклад в работу агентства. Возможно, есть примеры обучения выпускников в аспирантуре и защите кандидатских диссертаций. Следует показать обучение выпускников за рубежом с целью повышения квалификации.

Необходима оценка связей вуза с выпускниками, система этой работы. Вторым показателем может быть оценка работы вуза, факультета, кафедры по развитию творческой активности студентов. Это проведение различных студенческих фестивалей рекламы и связей с общественностью, проведение творческих мастерских, мастер-классов для повышения профессиональной подготовки студентов. Кроме того, здесь же можно оценить, например, 10 портфолио студентов старших курсов (выпускного и предвыпуского), выявить наличие дополнительных программ в вузе для профессионального развития. Посмотреть целеустремленность студентов в профессиональном становлении. Оценить использование студентами на своих занятиях презентаций, других возможностей, которые дают мультимедийные технологии, которые широко используются в индустрии. К этому можно добавить и знание студентами иностранных языков, аттестацию на зарубежные сертификаты и т.д.

Третьим показателем профессионально-общественной аккредитации может быть оценка профессионального потенциала выпускающей кафедры. Здесь следует учитывать: количество и статус преподавателей, сотрудничающих с кафедрой из профессиональной сферы (индустрии), организацию мастер-классов и специальных занятий (курсы по выбору) для повышения профессионального уровня студентов, выпуск учебников и учебных пособий для читаемых курсов, стажировки преподавателей в коммуникационных агентствах, достижения преподавателей в своем профессиональном развитии и в работе со студентами.

Четвертым показателем оценки уровня кафедры или вуза при проведении профессионально-общественной аккредитации может быть качество организации практики со стороны кафедр. Здесь должны учитываться отчеты по результатам студенческой практики, стажировки, 13 которые проходят студенты в России и за рубежом, работа деканатов со студентами, которые совмещают на очной форме обучения учебу и работу по специальности, в частности, как реализуются индивидуальные учебные планы работающих студентов.

Пятым показателем может быть оценка со стороны работодателей портала (сайта) вуза, факультета, кафедры: его структуры, veb-дизайна, информативности, полезности материалов портала (сайта) для студентов, преподавателей и абитуриентов, присутствие вуза в социальных сетях, эффективность этой работы с точки зрения продвижения вуза на рынке образовательных услуг, его рейтинга среди образовательных организаций.

Шестым показателем целесообразно определить взаимодействие вуза (факультета, кафедры) с профессиональным сообществом по профессиональной подготовке студентов, развитие их творческих способностей. Здесь весьма важным становится анализ степени участия профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов в разных мероприятиях профессионального сообщества. Это конференции, круглые столы, ярмарки возможностей, фестивали маркетинга и рекламы, различные акции. Закон «Об образовании» предусматривает, что «на основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

В комиссии по профессиональному образованию Ассоциации Коммуникационных Агентств России имеется опыт построения рейтингов выпускающих кафедр по рекламе и связям с общественностью. Дважды за последнее время такая работа проводилась. Однако используемая методика нуждается в уточнениях и корректировке. Предположим, комиссия по профессиональному образованию получила материал и построила рейтинг тридцати московских вузов. Как считать результат этого рейтинга? Как вариант: первые десять вузов получают профессионально-общественную аккредитацию; вторая десятка вузов получает условную аккредитацию – этим вузам рекомендовано поправить положение дел по ряду показателей; третья десятка вузов аккредитацию не получает. Такой подход будет не правильным. В таком случае заведомо можно предположить, что вузы первой десятки из общего рейтинга (они широко известны) автоматически войдут в первую десятку. Тем более что фактически государственная политика в сфере высшего образования создает реальные преимущества государственным вузам перед негосударственными.

Возможно, что профессионально-общественная аккредитация может пойти, с точки зрения используемой технологии (методики), по пути изучения и определения оценки эффективности государственных и негосударственных вузов России, как это делает комиссия Минобрнауки РФ. В данном случае задаются шесть основных показателей в оценке эффективности. Вузы предоставляют документированные отчеты по этим шести направлениям. Определяются параметры эффективности. Они таковы: если три и более показателей положительны, то вуз признается эффективным. Если менее трех, то неэффективным. Решение принимает комиссия с последующим приказом по министерству.

Последние десять лет показывают, что в рекламной индустрии наметилась тенденция создания на базе крупных агентств учебных центров для повышения профессиональной подготовки сотрудников различных профессиональных направлений. Пионером этого движения можно считать креативное агентство BBDO Moscow, при котором в 2005 году были проведены специализированные курсы для профессиональной адаптации молодых сотрудников. В основном это были студенты старших курсов столичных вузов, которые обучались по специальности «Реклама». Инициатором этого движения была Светлана Майбродская – старший копирайтер BBDO. На первом этапе обязательными были два принципа: отбор по конкурсу и обучение силами успешных практиков. Эти курсы в дальнейшем стали самостоятельной учебной структурой – Академией коммуникаций Wordshop c десятком специализаций.

 

Фото с защиты дипломных проектов Wordshop

 

Выпускники МосГУ и Wordshop BBDO Максим Пономарев с Ариной Авдеевой, Денисом Елисеевым и Александром Завадским (MADS) открыли в своем креативном агентстве Friends Moscow свой собственный авторский курс по концептингу (то есть по креативному мышлению). Это трехмесячные курсы с новой методикой подготовки. Обучение заканчивается внешней оценкой разработанных проектов, которые выносятся на суд российских и зарубежных экспертов.

Вернемся к цифре 275. Это количество вузов в России, которые в настоящее время объявляют прием по направлениям подготовки «Реклама и связи с общественностью». В ближайшие годы их количество будет сокращаться. Причин этому несколько. Во-первых, экономика вуза. Обучать студентов выгодно при численности на курсе не менее 50 студентов. Общая численность в вузе не должна быть ниже 200 человек. Для устойчивости необходимо 300 студентов. Экономический спад в 15 стране в ближайшие годы и вызванное им сокращение персонала в рекламных агентствах будут влиять на выбор абитуриентами будущей профессии. Платежеспособность населения также снижается. Стоимость обучения в вузах начинается от цифры 80 тыс. руб. в год и заканчивается суммой в 350 тыс. руб. в год. Соответствующее качество подготовки определятся, по нашему мнению, от суммы 150 тыс. руб. в год. Наступают трудности с трудоустройством выпускников. По некоторым данным, которые приводил В.А. Евстафьев, в индустрии рекламы работает порядка 300 тыс. сотрудников.

Вузы выпускают в год примерно 10 тыс. человек. При условии устойчивого роста экономики трудоустроить выпускников возможно. Здесь заложен принцип ротации персонала и развития отрасли. При этом следует иметь в виду, что выпускники трудоустраиваются и в смежных отраслях. Интересно, что студенты находят работу легко, в том числе, и по профилю подготовки. Выпускникам вузов следует быть готовыми к системе конкурсов на предлагаемую должность. Отбор лучших – это правило рыночной экономики.

Изучая зарубежный опыт подготовки кадров для рекламной индустрии, автор данной статьи на выставке рекламы в Праге узнал, что в Чехии подготовка специалистов по рекламе не ведется. Численность населения и производственный потенциал всей Чехии можно сравнить с Москвой. В нашей столице, как уже говорилось, 47 вузов обучают ремеслу рекламиста. На вопрос чешским коллегам «Где они берут кадры для рекламных агентств и отделов маркетинга предприятий?». Ответ был прозаичным. Это выпускники вузов разных специальностей: менеджеры, социологи, дизайнеры, психологи и т.д. Они получают дополнительную подготовку по рекламе и готовы работать в этой отрасли. В Праге была замечена еще одна особенность. Выставка рекламы проходит в течение года только одна. Она большая, с участием стран Европы, но одна. Возможно система профессиональной подготовки – это следствие фундаментального подхода к становлению и развитию всей отрасли в нашей стране. Свидетельством тому является принятие закона о рекламе на первом этапе (1995 год). Затем утверждение нового закона о рекламе (2006 год), с учетом правоприменительной практики. Создание двух десятков профессиональных ассоциаций. Проведение Московского международного фестиваля рекламы и маркетинга Red Apple.

Вряд ли в какой-либо другой стране проводится по инициативе профессиональной ассоциации ежегодная научно-методическая конференция руководителей профильных кафедр. Это российская особенность. И еще одно замечание. Многие годы мы удивлялись тому, что российские рекламисты не 16 получают адекватного количества наград на Каннском фестивале креативности. Наступило время зрелости отрасли и теперь ежегодно более десятка наград разного достоинства получают российские рекламисты. Примечательно, что среди победителей есть представители регионального рекламного рынка. Рекламное агентство «Восход» получил несколько престижных призов за последние годы. Хотя, если Екатеринбург является столицей рок-музыки, столицей КВН, то почему он не может быть столицей российской рекламы. К этому идем.

Студенты российских и зарубежных вузов, которые обучаются по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» либо на других программах, имеют возможность принять участие в достаточно большом перечне фестивале и конкурсов. Такое участие может стать важным элементом профессиональной подготовки и хорошей возможностью для будущего трудоустройства. Студентов приглашают участвовать в конкурсе «Молодые креаторы» Московского международного фестиваля рекламы и маркетинга «Red Apple» (АКАР), студенческом конкурсе коммуникационных проектов «Хрустальный апельсин» (РАСО), фестивале рекламы и маркетинга «Серебряный меркурий» (РАМУ), Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» (Фонд Мир молодежи), Международном студенческом фестивале рекламы «Созвездие Юлы» (МосГУ), фестивале Медиа Класс (МГИК), конкурсе социальных проектов «Лайм» (НИУ ВШЭ), молодежном фестивале социальной рекламы ArtStart (МФЮА), фестивале МИР (РГГУ), фестивале социальной рекламы ПОРА (Омск), студенческом фестивале «Крекер» (Новосибирск) и многих других. Многие вузы проводят такие конкурсы для мотивации профессиональной подготовки студентов.

В наших современных условиях жизнь многократно подтвердила высокую эффективность для профессионального становления студентов учебно-творческого проекта «Международный студенческий фестиваль рекламы» в МосГУ. Здесь участники формируют целый ряд важных профессиональных навыков. Предоставлена возможность подготовки рекламных проектов по десяти номинациям. В рамках выставочной деятельности осуществляется организация выставочного пространства из работ, которые вошли в шорт лист по номинациям печатная реклама, наружная реклама, нестандартная реклама, упаковка и этикетка, фирменный стиль. Студенты принимают участие в научно-практической конференции по программе развития «студенческой науки». Участникам фестиваля предлагается программа мастер-классов, которые проводят профессионалы из индустрии. Студенты имеют возможность получить сертификаты (свидетельства) о прохождении дополнительной подготовки. С 2014 года в программу фестиваля включено посещение рекламных агентств с целью знакомства с производственным процессом, технологическими особенностями агентств различного профиля. Важным компонентом фестиваля является конкурс «Юные креаторы» для школьников Москвы и Подмосковья с целью их профессиональной ориентации. В рамках фестиваля реализуются задачи по развитию международного сотрудничества университета с вузами зарубежных стран. Что необходимо изменить в организации и проведения фестиваля? Прежде всего, интегрировать фестиваль в учебный процесс или учебный процесс в фестиваль. Курсовые проекты студентов должны создаваться как конкурсные работы по номинациям фестиваля. Это важно и для направления подготовки «Дизайн» и для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Профильным кафедрам факультета рекламы необходимо в этой части коренным образом перестроить свою работу. Важно, что оценивает работы участников фестиваля серьезное профессиональное жюри, в которое приглашены более 30 специалистов различного профиля: генеральные директора, креативные директора, копирайтеры, арт-директора, режиссеры, дизайнеры, менеджеры по стратегическому планированию, медиадиректора, продюсеры и т.д. Необходимо включить в подготовку и проведение фестиваля студентов факультета рекламы для получения практических навыков по менеджменту в сфере рекламы.

Профессиональное сообщество рекламной индустрии оказывает положительное влияние на развитие высшего образования в сфере рекламы и связей с общественностью. Укрепляется сотрудничество профессиональных ассоциаций, коммуникационных агентств с вузами. Расширяется участие представителей индустрии в учебном процессе. Популярными стали мастер-классы ведущих специалистов в вузах. Проводится по инициативе АКАР Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью, маркетинга и смежных направлений. В учебные программы внедряются принятые АКАР Индустриальные стандарты. При этом значительная часть студентов принимает участие в фестивалях и конкурсах. Построение в России рекламной индустрии начиналось с принятия закона о рекламе. Это важный элемент рыночной экономики. Для вузов такой подход является принципиальным в разработке учебных программ и их дальнейшем совершенствовании.

 

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.