Вокруг проблемы интернет-торговли алкогольной продукцией продолжаются неутихающие споры. Состав решил собрать мнения представителей рынка по вопросу легализации купли-продажи спиртных напитков через Интернет.

Не так давно Минпромторг выступил с предложением снять запрет на интернет-торговлю алкоголем при условии обеспечения контроля, в частности, посредством ведения реестра интернет-ресурсов по реализации алкоголя.

Законопроект о легализации интернет-торговли алкоголем был воспринят в штыки Минздравом РФ, отметившим, что продажа спиртного влечёт за собой нарушение ряда установленных запретов.

Тем не менее, Министерство финансов подготовило проект о легализации дистанционной торговли слабоалкогольными напитками в специальной доменной зоне и только в разрешенное время. После этого Минфин внес в законопроект дополнения, касающиеся продажи не только слабоалкогольных, но и крепких напитков. При этом были учтены пожелания других ведомств. В частности, предполагается, что передавать покупателю спиртные напитки, приобретённые через интернет, можно только после подтверждения его совершеннолетия. Также в ведомстве учли рекомендацию о контроле времени продажи спиртного. Время и факт покупки могут фиксироваться при помощи мобильных устройств, которые выдают кассовый чек в момент оплаты и имеют связь с универсальным транспортным модемом. Право на продажу алкоголя через интернет пока планируется предоставить только производителям и оптовым продавцам.

Максим Каширин, основатель и президент группы компаний Simple

Обсуждая интернет-торговлю алкоголем с Правительством, мы с самого начала предлагали начать только с производителей, импортеров и оптовиков по нескольким причинам. Во-первых, в России всего 3 000 компаний, обладающих лицензиями на производство, импорт и оптовые продажи. Их легко проконтролировать, с ними легко взаимодействовать.
Все эти компании известны на рынке, известны их менеджеры, собственники, для государства эти компании прозрачны.
Также стоит учесть, что интернет-торговля в интернете – это торговля со склада, а не из магазина. Если вы посмотрите на такие компании, как Утконос, Wildberries, Ozon – это компании, у которых нет магазинов, они обслуживают своих клиентов со складов. У них такое количество заказов, что их логистические центры бывают крупнее, чем у оптовиков. Поэтому подключать розницу с одной торговой точкой на начальном этапе нецелесообразно. Обычный магазин не сможет продать вино в любую точку страны, Они не смогут обеспечить федеральную торговлю в интернете.
Минфин понимает, что, если розница будет включена в законопроект сейчас, у нас будет обращения порядка 200 000 клиентов. 200 000 и 3 000 – это большая разница. Росалкогольрегулирование не справится с таким количеством обращений.
В предложении Минфина есть большой плюс в том, что они дают возможность торговать всем алкоголем, а не только российским вином, как это было в первой редакции законопроекта. Если этот вариант будет принят, мы сразу начнем работать.
Почему это не страшно ритейлу? Потому что у большого ритейла, у всех федеральных и локальных сетей есть оптовые склады, оптовые лицензии. И даже их отсутствие не является проблемой на этом рынке: склад можно арендовать, оптовую лицензию получить, а после этого подать на лицензию для торговли в интернете. Торговля алкоголем – специализированный вид бизнеса, и во всем мире государство относится к нему очень внимательно.
Мы полностью поддерживаем позицию Минфина, потому что она отражает здравый смысл и учитывает интересы как государства, так и бизнеса. Открыть «калитку» для всех – значит дискредитировать саму идею интернет-продаж. Калитка захлопнется, и мы получим обратный эффект. Ритейлу стоит немного подождать и дать другим обкатать технологию, демонстрируя государству, как все функционирует. После этого и ритейл сможет присоединиться.
Аналогичная история была с ЕГАИС. Сначала ЕГАИС внедрили на производстве, потом в импорте и опте, потом потихоньку пошли к дистрибьюторам. Его внедряли 10 лет, охватив в итоге весь рынок.


Один из лидеров алкогольного рынка – Компания AST – надеется на положительный исход всех упомянутых перипетий. AST считают, что этот канал сбыта перспективный, и может стать, как и во всем мире, высокообъемным.

Светлана Сугацкая, Digital Marketing Executive AST

Если учитывать все факторы и условия, которые придется соблюдать игрокам на алкогольном рынке для того, чтобы иметь возможность войти в этот сегмент, то становится совершенно очевидно, что все направлено на «оздоровление» предполагаемого канала сбыта.
Во-первых, уйдут все нелегальные продавцы из категорий «Ночная доставка алкоголя». Во-вторых, абсолютно точно уйдут все нелегальные продавцы, которые торгуют контрафактом и продукцией, не прошедшей сертификацию. В-третьих, мы получим на рынке честную конкуренцию и чистое ценовое позиционирование. Канал сформирует свой средний уровень наценки, свои правила продвижения.
Вход на рынок по новым правилам даст конечному потребителю понятный, проверенный продукт от крупных игроков с чистой репутацией. Надо устанавливать правила и следить за их исполнением, а не «жечь ведьм на кострах», как средневековые инквизиторы. Мы очень ждем уже какого-то точного решения по этому вопросу.


Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» понимает позицию Минздрава, но уверена в том, что интернет-торговле быть.

Алексей Небольсин, член президиума Общероссийском общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Весь мир подвластен интернет-торговле. У нас нет вопиющей ситуации с нарушениями, но даже если они возникнут, то в оперативном режиме будут изменены законы, исключающие их возможность.
Государство при принятии такого решения должно соблюдать несколько основных условий: 1) всё должно быть прозрачно; 2) должна быть железобетонная гарантия о невозможности продажи несовершеннолетним; 3) невозможность продажи контрафактной продукции.
Всё это – механизмы государственные. Вероятно, и способ оплаты должен быть однозначным – карта, которая даёт возможность точно знать возраст владельца.


Таким образом, можно отметить единодушие экспертов по вопросу легализации интернет-торговли алкогольными напитками. Компании рассматривают интернет-ресурсы как перспективное направление развития и появление важного канала контакта с потребителем. А также признают, что существует много условий, которые необходимо соблюсти при освоении дистанционной торговли.