Схожесть идей в брендинге и дизайне может привести компанию не только к обвинениям в плагиате, но и к неожиданной славе. Именно это произошло с петербургским FMCG-брендом «Баба Валя», который весьма агрессивно заявил о себе на рынке. Sostav.ru решил узнать все о марке и побеседовал с Антоном Воронцовым, главой отдела продаж компании «4Ф» - официального представителя марки «Баба Валя».

- О бренде "Баба Валя" вся страна узнала после конфликта с Valio. Что вы сами думаете об этой ситуации?

- Мы много лет работаем с молочной продукцией и всегда с большим уважением относились к "Валио". Долгое время они были лидерами на Северо-Западе. И когда мы создавали свою торговую марку, естественно их опыт, образ их бренда вдохновлял нас. Как вас вдохновлял бы Levi's при запуске производства джинсов или Coca-Cola в случае с газировкой.

Но, конечно, мы совершенно не собирались их копировать, и в мыслях не было. Поэтому иск в антимонопольную службу стал для нас полной неожиданностью. На наш взгляд, это совершенно надуманная претензия. Мы, честно говоря, не очень понимаем, с чем это связано.

Возможно, причина в том, что финская компания в прошлом году потеряла более трети прибыли в России. После введения санкций они открыли линии производства здесь, но сделали это не сразу, потеряли время и место на полке заняли другие. В такой ситуации всегда ищут виноватого. Выбрали нас.

 


Антон Воронцов, руководитель отдела продаж "Баба Валя

 

- Как сейчас продвигается разбирательство?

- Дата заседания комиссии ФАС была по инициативе финской компании перенесена на 30 ноября. Насколько мы понимаем, они не успели подготовить все необходимые материалы для разбирательства, которое сами же инициировали.

Претензии финской компании несколько странно, - если не сказать некорректно, - сформулированы. Утверждается, что дизайн упаковки масла "Баба Валя" похож на упаковку "Валио" "до степени смешения", однако российские законы не предусматривают "смешения" одного дизайнерского решения с другим. Оформление может быть скопировано, но тогда это вопрос нарушения авторских прав, который, как правило, рассматривается в суде.

Мы уверены, что вся эта история кончится ничем, но спасибо "Валио" - естественно за счет этого скандала узнаваемость "Бабы Вали" повысилась.

О конфликте Valio и "Бабы Вали" читайте здесь

 

 

- Не планируете редизайн упаковки проводить?

- С начала осени продукция "Бабы Вали" уже продается в упаковке с новым дизайном. Это связано не с иском, как вы могли бы подумать. Первая упаковка была тестовой и мы с самого начала планировали редизайн. Летом мы открыли линии производства сыра и майонеза и при запуске новых продуктов полностью переосмыслили визуальное оформление, упаковки всех продуктов сделаны теперь в одном новом стиле. Возьмите сейчас дизайн "Бабы Вали" - разве он напоминает что-то финское?

То, как выглядит наша продукция сейчас нам нравится, но, конечно, она будет продолжать меняться.

 

 

- Как вы выстраиваете стратегию продаж?

- Мы хотели показать, что у нас, в России, можно выпускать такие же качественные продукты, какими славятся европейские производители. Так и появилась «Баба Валя». Главный принцип бренда – это качественный продукт по честной цене. Что это значит на практике? Наше масло сделано из пастеризованных сливок и такой продукт объективно не может стоить в магазине меньше 85 рублей. Надо четко понимать, что, когда вы на полке видите варианты дешевле - это стопроцентно фальсификат с растительными жирами. И во всех основных сетях мы держим цену в районе 85-90 рублей.

Наши ключевые цели - правильная цена, безоговорочное качество, и привлекательный дизайн. И мы хотим, чтобы наши потребители не только вкусно и полезно питались, но и улыбались, глядя на то, что мы делаем. Еще один момент: мы продаем то, что сами готовы есть. Каждый день у нас в офисе уходит по несколько упаковок нашего сыра.

Главное, мы пришли на рынок всерьез и у нас большие амбиции. В то же время мы не знаем, как будет выглядеть наша кампания по продвижению через год, даже через полгода: сегодняшний мир очень быстро меняется и надо быть готовым успевать меняться вместе с ним.

- На данном этапе вы какие бюджеты вкладываете в маркетинг?

- Конкретные цифры мы пока не готовы раскрывать, могу пока сказать только, что речь идет о совсем небольшом проценте от оборота. Мы в любом случае сделаем все, чтобы наша рекламная активность никак не отразилась на цене, что часто случается. Мы на рынке уже год: сменили упаковку, сделали новые шоубоксы, запустили несколько промокампаний, сами занимаемся своим пиаром, продвижением в интернете - но стоимость продукции осталась прежней. И это наше главное кредо.

- И креативного подрядчика у вас тоже нет?

- Бренд, упаковку, слоганы, общую стратегию мы разрабатывали своими силами. Сели небольшой компанией и накреативили. И продолжаем сами придумывать, куда двигаться дальше. В истории с плакатами у посольств и роликом про поиски директора по качеству нам помогало рекламное агентство Great. Тендера не было, это наши старые знакомые, мы предложили им эксперимент, они согласились.

- Почему вы выбрали такой необычный для производителей молочки способ коммуникации? Будете дальше его придерживаться?

- Мы вообще люди довольно веселые и сами все время подкалываем друг друга. Финны повели себя с такой нордической скандинавской серьезностью, что сразу захотелось как-то изменить тональность. Плакаты у консульств - это, говоря современным языком, легкий троллинг.

 

 

Мы думали, никто не обратит особого внимания, но пресса много про это писала, а в соцсетях был настоящий взрыв. "Валио" же опять отреагировало очень прямолинейно, мол, это недопустимые методы конкурентной борьбы и все такое. Хотя компании на Западе часто так шутят - это совершенно нормально. Известные бренды устраивают настоящие рекламные войны, а мы просто немного подкололи коллег.

Можно, знаете, описать историю с постерами у посольств в ироническом ключе. Как в басне про слона и Моську, но с другим исходом: Моська залаяла, а слон, вместо того, чтобы продолжать спокойно идти, вдруг захлопал ушами, споткнулся и тревожно затрубил.

Естественно, мы будем стараться продолжать удивлять и развлекать наших покупателей. Как я уже говорил, мы любим шутки, розыгрыши - не без доли провокации, но всегда добрые. Конечно, мы хотим вызывать живой неподдельный интерес, нам интересен резонанс. Мы считаем, что каждая наша акция должна оставлять интригу, как в кино: To be continued.