Иллюстрация Fotolia

 

Мировая журналистика трансформировалась под влиянием цифровых технологий: соцмедиа, интерактив и мобильные приложения победили традиционные инструменты сбора и предоставления информации. Уходит в прошлое и традиционная рекламная модель СМИ. К такому выводу пришли в своем исследовании PR-агентства Oriella PR Network и Buman Media и представили 5 основных тенденций в медиа. Sostav.ru оценил актуальность этих трендов в России.  

PR-агентства Oriella PR Network и Buman Media подготовили исследование цифровой журналистики Oriella Digital Journalism Study 2013, которое  охватило почти 550 журналистов из 15 стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Америки, чтобы выявить актуальные тренды в медиа в этом году.

Мобильные приложения могут больше

40% информагентств используют мобильные приложения для монетизации контента (платный доступ), считают исследователи, и это почти вдвое больше чем 2 года назад. С 2012 года на треть выросло использование премиум-приложений для этих целей, в то время как использование ранее доминирующей модели монетизации контента – рекламы – начинает замедляться. Бесплатный доступ к информации, основанный лишь на доходах от рекламы, конечно, пока имеет место быть, но его популярность переживает небольшой спад – с 38% в 2012 году до 35% в этом году.

В России рекламная модель по-прежнему доминирует. Sotav.ru проанализировал приложения российских медиа в Android-маркете: подавляющее большинство из них бесплатны, и монетизация происходит за счет рекламы внутри приложения.

Однако в последнее время набирает популярность платный доступ к некоторым материалам СМИ на сайте. Такая опция есть у газеты «Ведомости». Недавно телеканал «Дождь» объявил о введении платного доступа к части видеоконтента на своем сайте.    

Народные медиа

Согласно исследованию, читатели, которые сами создают контент, например в блогах и соцсетях, имеют больший авторитет в глазах журналистов, чем политики, PR-специалисты и маркетологи. Половина (51%) опрошенных журналистов согласилась с этим утверждением. Только журналисты в  Великобритании, Швеции, Новой Зеландии и России не разделяют такое мнение.

Тем не менее, народная журналистика получила большое распространение в российской медиаотрасли и получила название гражданская журналистика. Особенный всплеск она получила после аварии на Ленинском проспекте с участием вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова, когда в ДТП погибли врачи Ольга Александрина и Вера Сидельникова.

«Невиновность» г-на Баркова и требования прекратить дело в связи со смертью обвиняемой Ольги Александриной широко обсуждалась в российской блогосфере. Это не смогли проигнорировать СМИ, которые вынесли недовольство общественности в информационное поле. Движение за права автомобилистов «Синие ведерки» и «феномен» Навального также выросли их этой среды.

Медиаисследователи даже выявили, что наряду с традиционной повесткой дня, которую формируют СМИ, появилась и альтернативная повестка – это актуальные темы и расследования в блогах и соцсетях. Доказательством сращения этих повесток можно считать российское СМИ slon.ru, которое основывается на формате блогов.

Российские СМИ стали охотнее привлекать свою аудиторию в качестве журналистов. Любой может сообщить о какой-либо новости телеканалу «Москва 24», а агентство РИА Новости даже имеет специальный проект «Ты – репортер», в котором выкладываются фото, видео или текстовые сообщения от пользователей, среди них есть и постоянные авторы.

Сюжет из Twitter 

51% журналистов признались, что могут сделать сюжет на основе информации в микроблоге, таком как Twitter или Weibo, но только в случае, если первоначальный источник им знаком. Если источник неизвестен, то доля использования этого ресурса падает вдвое — до 25 %. И напротив, 59 % опрошенных сообщили, что получают свои новости из «бесед с отраслевыми инсайдерами». Использование социальных медиа в журналистике значительно возросло в сравнении с картиной 2011 года, когда пресс-релизы были основным источником информации для журналистов.

Среди наиболее надежных источников были названы ученые и эксперты (им доверяют 70% журналистов), технические эксперты, представляющие компании (63 %), и аналитики (49 %). Генеральные директора компаний вызывают доверие лишь у 41% опрошенных журналистов. В России им доверяет 51% журналистов. Самыми ненадежными источниками были названы политики, сотрудники PR-служб, главы отделов маркетинга и официальные страницы компаний в социальных сетях.   

Поворотным моментом в российской журналистики по этому вопросу стал теракт в аэропорту «Домодедово», произошедший весной 2011 года. Первые сообщения о взрыве появились в микроблоге Twitter. На одной из встреч с журналистами главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов рассказывал, как он принимал решение о публикации новости. Сначала информация не пошла в эфир, но после того, как в микроблоге появились фотографии, новость была немедленно озвучена в эфире радиостанции.                

Новости не ждут

33% опрошенных СМИ предпочитает публиковать новости в интернете сразу, как только они появляются, вместо того, чтоб собирать их для печатного издания. Эту модель приняли мировые гиганты The Guardian, The Financial Times и Axel Springer.

39% опрошенных журналистов по всему миру согласились с тем, что их работа теперь напрямую связана с первичной онлайн публикацией, и эта тенденция особенно выражена в Канаде, Индии, России, Италии и Швеции. Основным видом информации, попадающей в интернет, стали видеоролики от собственных корреспондентов (49%), которые моментально публикуются в соцсетях.

Российские медиа следуют этой тенденции. «Отложить» информацию до номера газеты позволяет только эксклюзив, за счет которого качественные газеты «Ведомости», «Коммерсантъ» и «Известия» получают цитируемость и аудиторию.

Интерактивная графика  

Распространение сенсорных интерфейсов открыло новые возможности для публикации новостей. Один из примеров – интерактивная графика (interactive graphics, digi-graphics), которая позволяет читателю самому выбирать порядок ознакомления с новостями. Таким образом, возможно разделение форм журналистики, говорится в исследовании.

«С одной стороны, это будут короткие новости наподобие «твитов», оперативно освещающие события в виде текста и видеозаписей, оптимизированных для небольших экранов. С другой – продолжат развиваться более длинные очерки и исследования. «Краткая, но быстрая» журналистика поможет повысить узнаваемость медиабрендов, увеличить трафик и их позиции в рейтингах поисковых систем, новостных ресурсов и приложений-агрегаторов новостей», - отмечают исследователи.

Российские медиаэксперты подтверждают этот прогноз, разделяя современные интернет-СМИ на «бесконечную» ленту из заголовков и большие вдумчивые тексты для заинтересованной аудитории. Информация стала лаконичнее, но в то же время интернет позволил не ограничиваться в объемах полосы, а публиковать полные репортажи и интервью.