Роль планирования в финансово-экономической деятельности предприятий

2012-06-15 10:57:44 7495

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.

Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия.

Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование является одной из функций менеджмента, позволяя предвидеть будущее предприятия и использовать это в ведении бизнеса.

Оба смысла планирования тесно связаны между собой. Как показала практика, использование планирования создает преимущества:

  • · делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
  • · проясняет возникающие проблемы;
  • · стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
  • · улучшает координацию действий в организации;
  • · создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • · увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
  • · способствует более рациональному распределению ресурсов;
  • · улучшает контроль в организации.

С учетом всех преимуществ можно предположить, что планирование приводит к достижению фирмой экономического успеха, выраженного в высоких величинах прибыли, оборота, роста и других финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются подтвердить такую зависимость, но, как правило, дальше отдельных предположений дело обычно не идет. И наоборот, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы часто не связаны с планированием, а обычно являются следствием предпринимательского таланта, решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда проявляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:

  1. Вновь созданные частные фирмы. Стремительный процесс накопления капитала привел к увеличению и затруднению деятельности многих из этих фирм, а также к появлению потребности в формах планирования, соответствующих современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с нахождением применения планирования в этой сфере, - недоверчивость к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это талант «крутиться», правильно ориентироваться в настоящей обстановке, а отсюда недостаточное заинтересованность даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, большинство из крупных фирм создают подразделения планирования, или, по крайней мере, вводят должность финансиста-плановика.
  2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования соотносится в основном к периоду централизованной экономики. Планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, показывало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и не предполагало серьезного навыка анализировать и предсказать собственные цели развития.

Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям нужно заново прорабатывать опыт внутрифирменного планирования.

Современный рынок изъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая изменчивость происходящих на нем процессов создают новые условия для более серьезного применения планирования. Основными факторами увеличивающейся роли планирования в современных условиях являются:

  • · укрупнение фирмы и усложнение форм ее деятельности;
  • · новый стиль руководства персоналом;
  • · высокая нестабильность внешних условий и факторов;
  • · усиление центробежных сил в экономической организации.

Допустимость планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важные причины:

  • · неопределенность внешней (рыночной) среды;
  • · возможность монопольного установления цены реализации продукции;
  • · контрактные отношения;
  • · возможность слияния или поглощения другой фирмой.

В качестве выхода из такого положения можно предложить развитии, а также более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы.

По вопросам в области бизнес-аналитики, OLAP, интеллектуального анализа данных, передовых методов прогнозирования, моделирования и реинжиниринга бизнес-процессов, а также поможет Вам легко находить и использовать ключевые возможности скрытые в Ваших данных компания BI-optimal. http://bi-optimal.com/