Курьерская доставка – это организация транспортировки грузов и почтовых отправлений курьерской службой непосредственно от клиента до грузополучателя по принципу «из рук в руки» или «от двери до двери».
Все большее количество людей приобретают различные товары через интернет. Большая часть интернет-магазинов сотрудничает со сторонними курьерскими службами, чтобы обеспечивать бесперебойную доставку в определенных регионах.
Значимым фактором бурного роста спроса на курьерские услуги стала пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения. Многим людям пришлось в течение длительного срока времени сидеть дома и курьерские доставки стали для них необходимыми, банально чтобы приобрести хотя бы продукты питания.
Несмотря на то, что большая часть ограничений уже снята, значительная часть привлеченных за счет пандемии пользователей услуг осталась, так как люди просто привыкли к доставкам и стали пользоваться ими на регулярной основе, чтобы экономить свое время. Таким образом, спрос на услуги остается высоким.
Бизнес по курьерской доставке довольно прост в открытии и не требует крупных затрат, что делает его доступным практически для любого предпринимателя. Однако из-за этого возникает проблема высокого уровня конкуренции, которая может отрицательно сказаться на доходности даже при условии повышающегося спроса среди клиентов.
Выделим основные тренды, которые влияют на рынок курьерской доставки:
Рынок письменной корреспонденции и счетов проходит процесс трансформации из бумажного в электронный формат. Рынок пересылки электронных юридически значимых сообщений продолжает расти, и нормативно-правовая база, регулирующая процессы юридически значимого информирования, обновляется.
Несмотря на положительные тенденции развития рынка доставки, отрасль имеет немало проблем, с которыми игрокам рынка приходится сталкиваться: огромная территория со сложными географическими условиями и слабо развитой транспортной инфраструктурой, сложности с доработкой отраслевых норм, правил, требований, в том числе и таможенного законодательства.
По мнению экспертов отрасли, российской логистике не хватает четкой законодательной базы, доверия и понимания со стороны клиентов, технического обеспечения в плане коммуникационных и информационных систем.
С точки зрения жизненного цикла, рынок курьерской доставки находится на стадии роста. Об этом свидетельствуют:
Стадия роста очень важна для компаний, так как создает максимально выгодные условия для доминирования на рынке и для повышения прибыльности и стабильности.
Все усилия на данной стадии должны быть направлены на ее продление, на создание входных барьеров для новых игроков, на достижение максимального охвата рынка — все это, обеспечит максимально комфортное существование компаний на следующей стадии жизненного цикла.
Ценообразование становится одним из способов конкурентной борьбы. В результате ужесточения конкуренции появляются более дешевые продукты-аналоги или более доступные по цене вариации услуг — все это приводит к снижению цен, к большим дисконтам и ценовым акциям.
Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль
Несмотря на то, что услуги по курьерской доставке предоставляются в России уже много лет, в данной сфере нет четкой правовой базы. Большая часть документов, на которых основываются регламенты этого вида деятельности, носят общий характер, и вопросы курьерской доставки затрагиваются в них косвенным образом. К этим документам относятся Гражданский и Таможенный кодексы и правила грузоперевозок, разработанные Министерством транспорта. Отрицательное влияние фактора.
Мировая политика и антироссийские санкции
Введенные санкции серьезно повлияли на экспорт и импорт в России. 24 февраля 2022 г. международные компании и западные страны начали вводить против России экономические и политические санкции. По этой причине известные международные организации приостановили работу в России. Коснулось это и логистики. Несмотря на сложности, доставлять посылки и документы из России в страны ЕС и обратно возможно.