Бизнес и фокусы

2012-04-19 13:21:25 4179

Обычно компании, которые продают в нашей с вами стране электронику, используют одну из двух схем. Либо сами разрабатывают устройства, и заказывают производителям из Азии сборку (подобные ситуации единичны, так работают, например, «БайтЭрг», владельцы бренда автомобильных видеорегистраторов AdvoCam). Либо покупают у китайцев-тайваньцев готовый продукт, и после определенной доработки вбрасывают его на рынок.

Так работают зонтичные бренды вроде Explay, Texet, Digma, Lexand и т.д. – их устройства (от электронных книг до навигаторов) сносно локализуются, адаптируются и пользуются более-менее стабильным спросом. За счет этого и доступных цен они даже лидируют в некоторых сегментах российского рынка.

Например, такое произошло на рынке портативных GPS-навигаторов: за последнюю пару лет оттуда почти полностью ушли зарубежные компании, не выдержав конкуренции с местными. Те же Garmin и Mio с лидерских позиций уползли вниз, так как локальные бренды смогли предложить покупателю намного более доступные устройства, не слишком сильно уступающие по качеству.

Те, кто не жадничает с ценой, но «заморачивается» с доработкой чуть больше, имеют заметное преимущество. Например, Prestigio, которые тщательно локализуют аппараты и ставят на них российскую навигацию «Навител», а также не забывают про дизайн (чем не могут похвастаться многие локальные игроки). За четыре года Prestigio продали в России миллион навигаторов и стали лидерами рынка по итогам 2011 года – просто потому, что не игнорируют российскую специфику и не экономят на качестве.

PocketBook сами разрабатывают весь софт для своих читалок, а их сборку заказывают у тайваньской компании Foxconn, крупнейшего в мире контрактного производителя электроники (он также производит ридеры и для Sony). Получается неплохо, PocketBook уже три года лидируют по объемам продаж в России при ценах выше средних.

Так что сам по себе штамп «Made in China» или «Made in Taiwan» не значит, что устройство обязательно плохое – если поставщик не поленился «доработать аппарат напильником», гаджет вполне может оказаться годным. В конце концов, даже Apple производит iPhone на китайских заводах того же тайваньского Foxconn.

Всем нам знакомы особенности русского бизнеса в сегменте low-cost. Их отлично демонстрирует видеоролик про кроссовки с рынка:

пара движений вилкой, и тайное становится явным. Один знакомый эксперт мне недавно показал с новым смартфоном Fly такой же фокус. Предыстория: всегда, если где-то что-то исчезает, оно где-то в другом месте должно появиться. Скажем, у тайваньского дистрибьютора East-Power корейского оператора SK Telecom «исчезла» партия смартфонов Whoopie. А спустя какое-то время уже на российском рынке попали… барабанная дробь… смартфоны Fly Wow, с подозрительно знакомым оформлением – даже не стали убирать букву «W» с корпуса.

Впрочем, за Fly тут можно только порадоваться, так как SK Telecom один из крупнейших операторов Кореи, и смартфоны его как минимум не уступают тому, что обычно продается под брендом Fly. И качественно, и по функционалу Fly Wow получше многих аппаратов на российском рынке.

Те, кто не уделяет много внимания доработке и локализации, но торопится поскорее сбыть продукцию по бросовой цене и взять объемом, вряд ли смогут иметь большую долю рынка. Единственная причина, по которой у «недобренда» может появиться постоянный клиент – это регулярные поломки. То есть, тот же «китайфон» за 4 000 рублей с двумя SIM-картами и выдвижной телескопической антенной, с которой он становится похож на спинниг, сломается ровно через месяц использования. И если пользователь не имеет привычки учиться на ошибках, он купит еще одну дешевку.

Категории: PR