Я стартап: мне не публикации, мне пользователи нужны!

2012-02-07 11:51:33 3731

Порассуждаю о вечном. Зачем, вообще, бизнесу нужна PR-деятельность? Да, PR управляет репутацией и создает положительный имидж. Да, PR помогает отстроиться от конкурентов и правильно позиционироваться на рынке.

«Но, мы стартап, - говорит прекрасная молодая команда, пришедшая в гости к А-ТАК. – «И проблема управления репутацией перед нами, вроде бы, не стоит: конкурентные нападки не беспокоят, да и конкурентов у нас как таковых нет. Нам просто пользователи нужны, N штук, а публикации в СМИ нам не интересны, что можете предложить?».


Журналисты расскажут о вас вашим пользователям

Люди становятся пользователями проекта, когда они а) о нем знают и б) продукт был или стал им нужен. Оба эти условия обязательно должны быть соблюдены.

Даже самый классный продукт или сервис, потребность в котором всем очевидна, не привлечет пользователей, если его от этих самых пользователей вы тщательно скрываете: если о нем молчат СМИ и другие лидеры мнений.

На использование чего-то нового пользователь достаточно тяжело решается, психология у нас такая. Легче решиться, когда новый продукт или услугу рекомендует кто-то для нас авторитетный: это может быть близкий человек или кто-то очень компетентный в данном вопросе.

Дружеские рекомендации обычно помогают найти продукт, когда вы уже ощутили в нем потребность и сами начали искать поставщика. Тогда вы просите «а посоветуйте?». Или когда вы их нашли сами, но не можете выбрать. Тогда вы также просите рекомендации и еще гуглите. И, если в результатах поиска вы находите обзоры в хороших качественных изданиях, принять положительное решение вам становится легко. Если Google ничего вам не рассказал, решение вы чаще всего откладываете.

В ситуации, когда вы не ищете (пока не знаете, что проект может быть вам полезен или интересен) с большей вероятностью вы им заинтересуетесь, прочитав информацию в любимом журнале, на сайте или на страничке соц.сети известного, публичного человека.

Соц.сети транслируют пользователю невероятный поток информации, воспринять который в полном объеме не возможно, его приходится фильтровать. Такими фильтрами и выступают СМИ, журналисты, блогеры. Их мнения, посты, статьи и комментарии, в конечном счете, оказываются самыми читаемыми и самыми цитируемыми. В том числе, в социальных сетях, которые принято противопоставлять традиционным СМИ.

Ваши партнеры читают «Ведомости»

Вы можете не искать партнеров и верить в полную самодостаточность своего стартапа. Однако если не все, то очень многое сегодня решают связи. И вы даже не догадываетесь, кто, в каком качестве и с каким результатом мог бы стать вашим партнером.

Пока вы стартап и только разжигаете свой паровоз, ваши потенциальные партнеры уже возят ваших будущих пользователей на комфортном аэроэкспрессе. И они, эти бизнесмены, читают деловую прессу, хотя, на первый взгляд, и не являются вашей целевой аудиторией.

Рассказывайте о своем бизнесе деловым СМИ, делитесь с ними экспертной информацией. О вас обязательно прочитают ваши возможные партнеры, узнают вас, отнесутся к вам с доверием, и, приведут вам столь желанных пользователей, причем 2N штук.

Инвесторы тоже читают «Ведомости»

Перед многими стартапами стоит задача привлечь инвестиции. Инвестиции дают прошедшим проверку: собственной верой инвестора, экспертным советом, народной любовью. Когда о вашей команде, о вашем проекте говорят журналисты, говорят по делу и говорят интересно – это жирный плюсик вам в журнале инвестора.

А инвестор своей поддержкой даст вам гораздо больше штук пользователей, чем N, которые для вас сейчас главная цель.

«Если вы не занимаетесь своей репутацией, ей займутся ваши конкуренты» Генри Форд

Конкуренты могут вас не беспокоить, их у вас может даже не быть, но они имеют свойство появляться и развиваться. Если вы первым в своей нише заговорите со СМИ, у вас будет большое репутационное преимущество в будущем. Если вы затяните свое молчание надолго, ваше место в сознании пользователей, которых вы так сильно хотите привлечь, займет кто-то другой.

Мораль сей басни такова

Итак, PR-деятельность нужна стартапу вот для чего:

  • попасть на радары СМИ: деловых, отраслевых и тех, что любят ваши пользователи;
  • стать видимыми для пользователей, партнеров, инвесторов, конкурентов;
  • создать информационный фон для проекта самим, аккуратно и грамотно, не дожидаясь, когда этот фон возникнет стихийно.

И хотя эффективность PR-инструментов нельзя измерить количеством зарегистрировавшихся пользователей в единицу времени, в конечном счете, благодаря своему массовому, но при этом исключительно целевому воздействию, именно они оказываются самыми эффективными, недорогими и долгоиграющими.