Нужен ли нам национальный интернет-поисковик?

2011-01-27 16:50:14 4824

У всех, кого бы я ни спросила, этот вопрос вызывает недоумение. Россия - одна из немногих в мире уже имеет разработанный внутри страны поисковик (его даже называть не надо, потому что все его знают), лидирующий на внутреннем рынке и имеющий поиска в мировой сети. Так что вопрос "национальной культуры и идентичности" вроде как решен. И эксперты – представители ИТ-компаний – практически в один голос это подтверждают.

Насколько велика вероятность, что в России будет создана собственная поисковая система? Как Вы считает, будет ли поисковик создан на основе какой-то существующей системы, или это будет что-то новое?

Денис Алаев, cооснователь геолокационного сервиса AlterGeo

- Вероятность создания собственной поисковой системы в России достаточно велика. Но вот будет ли она успешной? Скорее, нет. Кроме амбиций государства нет никаких предпосылок к ее созданию, а уж тем более к успешности. Если поисковик и будет создан, то, скорее всего, на основе какого-нибудь проекта с открытым кодом, их на данный момент достаточно много, чтобы можно было выбрать понравившийся поисковый алгоритм.

Михаил Готальский, коммерческий директор ВидеоПорт

- Насколько я знаю, в России, в отличие от многих других стран, уже есть собственная поисковая система. Это Яндекс. Создание новой поисковой системы нерационально, так как она будет конкурировать с Яндексом и Гуглом, и, кроме того, на этот рынок пытается выйти mail.ru. Теоретически создание новой поисковой системы в России возможно, но это потребует слишком больших финансовых вливаний и довольно длительного времени, что вряд ли когда-то окупится.

Сергей Мехоношин, Директор компании SolverMate

- На мой взгляд, вероятность того, что этот поисковик сделают и им будут пользоваться обычные пользователи интернета, составляет 0%. Если его и будут создавать, то или полностью сами или каком-нибудь open-source продукте, но не на базе существующего сервиса.

Какие преимущества будут у отечественной поисковой системы? Для чего она вообще создается (Есть ли вероятность, что национальный поисковик будет что-либо блокировать?)

Денис Алаев, cооснователь геолокационного сервиса AlterGeo

- Вряд ли будут какие-то преимущества. Почти наверное проект делается для "галочки".

Михаил Готальский, коммерческий директор ВидеоПорт


- Любая поисковая система является средством получения прибыли и механизмом воздействия на аудиторию. Национальный поисковик, подконтрольный государственным структурам (как Google), может как контролировать поисковую выдачу, так и проверять настроения пользователей и вычислять экстремистов через серии запросов от одного пользователя. Тут надо понимать, что блокирование поисковой выдачи может сильно снизить популярность нового, развивающегося поисковика, но государство здесь может пойти на особенные шаги, такие как запрет пользования другими поисковыми системами в Рунете.

Сергей Мехоношин, Директор компании SolverMate


- Думаю, что никаких. Так как эти заявления делают госчиновники (по сути, те, кто контролирует исполнение правил на рынке), то, скорее всего, это делается для обострения конкуренции в российском сегменте сети и подстегивания развития лидеров рынка. Но эта конкуренция и так присутствует, и она – международная. Никакого застоя в развитии поисковых технологий у лидеров рынка нет, поэтому не вижу никаких иных целей, кроме как цели освоения бюджетных средств и громких заявлений.

Дмитрий Минц, Начальник управления по связям с общественностью "Российского союза налогоплательщиков"

- Вопрос создания какого-либо проекта в он- или оф- лайне имеет два, не всегда связанных между собой аспекта, это: бизнес - компонента и/или имиджевая составляющая. Когда речь идет о создании Национального проекта, к перечисленным компонентам добавляются соображения создания более комфортной среды обитания для граждан - налогоплательщиков.

Сможет ли национальный поисковик составить конкуренцию Яндексу? Почему?

Денис Алаев, cооснователь геолокационного сервиса AlterGeo

- Конечно же, нет. "Яндекс" - очень сильная и большая компания, собравшая за годы работы сотни профессионалов своего дела, которые успешно разрабатывают такие высокотехнологичные продукты, как поисковые алгоритмы. Откуда вдруг возьмутся подобные люди, да еще и в таком количестве, в команде нового поисковика - загадка.

Михаил Готальский, коммерческий директор ВидеоПорт

Для того чтобы составить конкуренцию Яндексу, Гуглу или другим сильным поисковым системам, нужно вложить средств как минимум в несколько раз больше, чем было вложено в них. Это вряд ли когда-либо сможет окупиться. Хотя, если у государства есть желание жестко контролировать Рунет, оно может этим заняться.

Сергей Мехоношин, Директор компании SolverMate

- Не сможет. Если за базу не будет взят один из основных текущих конкурентов Яндекс. А все они - американские компании.

Сколько средств необходимо для создания национальной поисковой системы?

Михаил Готальский, коммерческий директор ВидеоПорт

- Ориентировочная капитализация Яндекса составляет 3 м­­­лрд. долл. Можно сказать, что создание поисковика в конкурентной рыночной среде будет стоить не менее 1 млрд. долл. Если же государство задействует нерыночные механизмы, то стоимость может быть меньше, но это чревато серьезными скандалами.

Сергей Мехоношин, Директор компании SolverMate

- По средствам сказать не могу, но по сроку - не менее 3-х лет при условии, что уже есть вся научная и конкурентная теоретическая база для создания нового поисковика.

Нужна ли Россия национальная поисковая система, если в Сети существует множество альтернатив?

Денис Алаев, cооснователь геолокационного сервиса AlterGeo

- Уверен, что не нужна. Повторяюсь, никаких предпосылок, кроме амбиций государства, для создания этого поисковика нет.

Михаил Готальский, коммерческий директор ВидеоПорт

- Новая поисковая система Рунету не нужна. Возможно, она нужна государственным структурам, но оно уже давно напрямую сотрудничает как с Яндексом, так и с другими поисковыми порталами, получая от них всю необходимую информацию, в связи с чем остается загадкой – кому и для чего нужен новый поисковик.

Сергей Мехоношин, Директор компании SolverMate

- Она уже есть – Яндекс. И справляется с этой задачей на "отлично".

Вопросы спикерам подготовила Юлия Румянцева для www.TelecomDaily.ru.