Помните, как генерал Чарнота в фильме “Бег” пытался продавать в Константинополе деревянные фигурки? “Не бьется, не ломается, а только кувыркается. Купите красного. комиссара для увеселения ваших детишек-ангелочков!” По своему назначению эта фраза – продающий текст, хотя, и не слишком удачный (судя по результату – однако, Чарноте в его ситуации вообще вряд ли пригодились бы услуги копирайтера). Бедолага-бывший генерал и сам не знал, что сочиняя подобные тексты, занимается профессиональным копирайтингом. Не знал, потому что до появления этого термина оставалось ещё, как минимум, восемьдесят лет.
Часто пишут, что история копирайтинга начинается чуть ли не одновременно с появлением товарно-денежных отношений. Конечно, как только люди начали продавать и покупать, они стали пытаться и рекламировать свои товары. Но вряд ли эту первобытную рекламу можно было назвать профессиональным копирайтингом. Реклама как определенная система, как наука, возникла лишь в первой половине XIX века. Первое рекламное агентство было основано в 1841 году в США Волни Палмером и, судя по воспоминаниям о нем современника, он и сделал востребованными услуги копирайтера и понятие “продающий текст”:
“Он был тактичным, добродушным человеком с приятными манерами. Он умел завести разговор и живо рассказать какую-нибудь занимательную историю, развеселить компанию и от души посмеяться. Кончалось тем, что он просил у одного из присутствовавших разрешения набросать предварительную смету на помещение в газету рекламы товара, которым тот торговал” (С. М. Петтингилл “Воспоминания о рекламном бизнесе”).
Так что, первый профессиональный копирайтер появился наверняка в то время и, скорее всего, тоже в Америке. А вот сам термин “копирайтинг” возник уже в нашу, компьютерную эру, что только подчерктвает удаленный характер этой профессии.
Собственно, к чему я об этом говорю? Не все ли равно, как и когда возникли явления и термины, их обозначающие? Дело в том, что сама история многое объясняет. К примеру, вот что: если реклама – это искусство продавать, а спрос на услуги копирайтера возник одновременно с появлением профессиональной рекламы и в связи с ней, то не является ли это доказательством того, что профессиональный копирайтер – это человек, умеющий, прежде всего, писать профессиональные продающие тексты?