Паровые машины

2012-03-18 16:23:14 1779

1770 год, Париж. Вокруг футуристической телеги собрался скучающий бомонд. Генералы и аристократы пришли развлечься, поглазев, как инженеры и эксперты будут испытывать заказанный военным ведомством, второй экземпляр самодвижущейся повозки. Повозки, о которой уже больше года говорил весь просвещённый Париж.

Демонстрация прошла успешно. Огромная трёхколёсная повозка с грохотом и завидной резвостью (3,5 км/ч) прокатилась мимо публики. Но не обошлось и без изюминки. В конце пути отказало управление и, трёхтонная махина с грохотом врезалась в кирпичную стену, мгновенно развалив её. Взрыв огромного котла дополнил в целом положительное впечатление. Шоу удалось, публика в восторге!
Примерно так описал бы современный журналист испытание первого паромобиля Кюньо.

Но за внешними эффектами тогда никто не разглядел, что присутствует не только на забавном зрелище, но и при зарождении новой эпохи технической революции. Революции, приведшей к радикальным изменениям в промышленности, на транспорте, в военном деле. Пройдут ещё десятилетия, прежде чем появятся прототипы, годные к практическому использованию, но начало было положено, первым пробегом «телеги Кюньо». Неугомонная мысль изобретателей заработала, получив вектор развития.

Ещё не раз взорвутся котлы, пока не придумают механизмы, чтобы их обезопасить. Создадут новые котлы с повышенным кпд и улучшат цилиндры. Разработают новые кинематические схемы и приёмы обработки металлов. Экспериментальным путём создадут десятки сплавов и откроют новые материалы. На пути технического прогресса человечеству придётся решить тысячи технических и технологических задач и принести десятки тысяч жертв. И всё ради того, чтобы химическую энергию топлива превратить в механическую работу, пригодную к практическому использованию. Энергию - от которой будут полностью зависеть заводы и фабрики, на которой будут работать миллионы насосов и станков, которая приведёт в движение паровозы, автомобили и самолёты.
Ну а котёл с цилиндром позже назовут паровой машиной и она полтора столетия станет, практически, единственным источником механической энергии.
За это время выяснится, что скорости на транспорте можно увеличить на порядок, не мучая при этом лошадей. Паровозы и пароходы неизмеримо раздвинут обитаемое пространство, сделав доступной всю планету. Они же повезут грузы в таких количествах и на такие расстояния, которые невозможны были до её появления.

Более того - паровая машина стала предтечей двигателя внутреннего сгорания, а заодно и всех остальных двигателей, используемых человечеством. Именно на ней изобретатели-механики и учёные весь девятнадцатый век отрабатывали технологии и принципы создания механизмов и машин. Паровая машина стала прекрасным полигоном по подбору наиболее подходящих материалов, мотивировала науку заниматься прикладными задачами, возникавшими на различных этапах развития техники.

Ну а народы, преуспевшие в промышленном развитии, получили свои дивиденды в виде высоких жизненных стандартов. Дали ориентиры развития соседям.
Промышленные державы стали диктовать условия и определять облик мира, оставив остальным на выбор, покориться диктату или броситься вдогонку, развивая собственную науку и промышленность.

Всегда можно оспорить заслуги политика даже покорившего половину мира, попутно уничтожившего поколение мужчин в своей стране. Но практически не бывает хулы учёным и изобретателям, создавших действительно что - то новое, пусть несовершенное, иногда - ошибочное. Но именно они, со своими «бредовыми идеями», работающие на голом энтузиазме и непонятные современникам, опередившие своё время на годы, а иногда и на столетия, определяют пути развития человечества. Именно они определили облик цивилизации, в которой мы живём - технической цивилизации.