Географическая диспропорция в тарифах — главная несправедливость Gig-Экономики. Почему курьер в Казани (со ставкой 500 ₽/час) сталкивается с теми же скрытыми расходами, что и курьер в Москве (650 ₽/час)? Я, финансовый аналитик Юлия Валенская, считаю, что рынок должен перестать смотреть на ставки в отрыве от реальных операционных затрат. В регионах высокая стоимость ГСМ и амортизации превращает Gig-работу из заработка в гонку на выживание.
Опыт управления автопарком показывает: расходы на содержание автомобиля в России относительно универсальны, несмотря на небольшую разницу в цене бензина. Но когда эти универсальные расходы накладываются на низкую базовую ставку, это становится критичным.
Вспомним наши три ключевых "скрытых" вычета, которые приходятся на каждый час работы автокурьера:
В среднем, эти операционные расходы и налоги составляют около 180-185 ₽ в час для автокурьера по всей стране.
Рассмотрим, как один и тот же набор универсальных расходов влияет на кардинально разные базовые ставки в столице и в крупном региональном центре:
В Москве курьер теряет около 30% от заявленной суммы, но его чистая ставка все еще конкурентна.
Если сравнить чистые ставки, становится ясно: разница между 467 ₽/час в Москве и 267 ₽/час в Ростове-на-Дону — это почти двукратный разрыв.
В то время как московский курьер сохраняет маржинальность, его коллега в Ростове, Краснодаре или Казани (где ставки могут быть 400-500 ₽/час) работает в режиме экономии.
Вот критическая точка, которую мы выявили, используя наш калькулятор:
Если базовая ставка агрегатора падает ниже 400 ₽/час, чистый доход автокурьера едва превышает 215 ₽/час.
При таком заработке работа автокурьером теряет экономический смысл, если учесть прочие риски (штрафы, страховка, непредвиденный ремонт). Маржинальность труда становится минимальной, что ведет к:
Рынок Gig-Экономики должен адаптироваться к географической реальности. Нельзя применять московскую модель ценообразования к регионам.
Наши рекомендации для устойчивости рынка:
Только так можно стабилизировать кадровую ситуацию и обеспечить справедливую рентабельность труда по всей стране.
Материал подготовлен финансовым аналитиком Юлией Валенской.