В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка стратегии.
Стратегия - это наиболее общий план деятельности компании, направленный на достижение её целей. Для достижения своих наиболее общих целей предприятие должно спланировать работу всего функционала - маркетинга, производства, продаж, закупок, финансов, логистики, сервиса, ИТ, персонала. Однако, иногда на аутсорсинг отдают разработку только отдельных функциональных стратегий, а планы развития других блоков разрабатывают самостоятельно или вообще предполагают их реактивное, не стратегическое развитие. Такое решение существенно повлияет на бюджет и его нужно принять в самом начале проекта.
Если стратегия ранее не формализовывалась, как правило, SMART-цели не определены. Если это не так, то на этапе целеполагания можно сэкономить. Однако, я бы не возлагал на такую экономию больших надежд, так как часто именно на этапе проработки планов развития, уточняются цели, показатели и их плановые значения. Например, именно в результате разработки маркетинговой стратегии могут быть определены целевые клиентские и продуктовые сегменты, а значит алгоритмы расчёта целевых маркетинговых показателей.
Во всяком случае, ситуация с целеполаганием должна быть прояснена с самого начала для правильного определения состава и стоимости работ.
Стратегические альтернативы развития вырабатываются в результате SWOT-анализа, речь о котором пойдёт в п. 5. Исходными данными для SWOT-анализа являются сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Этапы получения этих данных рассмотрены в следующих двух пунктах.
Список сильных и слабых сторон компании может быть выработан сотрудниками компании и предоставлен разработчику стратегии. Тогда диагностика, как таковая, может не понадобиться, но досконально разобраться в выводах сотрудников, конечно, придётся.
Если же такую работу самостоятельно компания не провела, консультант получает требуемые сведения в ходе диагностики. На сколько увеличится трудоёмкость проекта в этом случае, можно узнать, прочитав статью «Сколько стоит диагностика системы предприятия?».
О трудоёмкости исследования рынка мы писали в статье «Сколько стоит проведение маркетингового исследования?». Именно в результате анализа рынка и внешней среды в целом формируется список факторов, которые будут влиять на предприятие и отрасль, а значит не могут быть не учтены в плане развития компании.
Эти данные можно собрать и более дешёвым путём, опросив наиболее опытных сотрудников компании. Конечно, достоверность собранных таким образом исходных данных можно поставить под сомнение, но такой вариант выполнения этапа имеет право на жизнь, а значит может быть рассмотрен в ходе обсуждения плана проекта по разработке стратегии.
Процедура выполнения SWOT-анализа рассмотрена в статье «Сколько стоит проведение SWOT-анализа?». Варианты выполнения этого этапа определяются выбором способов сбора исходных данных, о чём написано выше, и алгоритмом согласования проекта стратегических инициатив с ведущими сотрудниками компании. Как видим варианты могут быть разные и выбор одного из них существенно повлияет на трудоёмкость всей процедуры.
Самая лучшая стратегия останется грудой бесполезных файлов, если не предусмотреть механизма её реализации. Пример такого механизма для рыночной стратегии - маркетинговый план, процедура и трудоёмкость разработки которого рассмотрены нами в статье «Сколько стоит разработка маркетингового плана?». Создание такого детального плана не входит в стандартную процедуру стратегического планирования, но в документе «Стратегия» шаги по её реализации должны быть перечислены.
Как видим, процедура стратегического планирования не так уж сложна и может быть выполнена в компании собственными силами, если для этого есть время и соответствующие навыки. Если же вы решили привлечь к этой работе внешнего консультанта, обсудите с ним процедуру выполнения по предложенной выше схеме и вы получите требуемый для вашего бизнеса документ за адекватные деньги.