Летом 2025 года мы запустили проект о мире информационных технологий. Но сделали это необычным способом — создали полностью интерактивную экспозицию и придумали целый квест. В статье расскажем о том, какая задача была поставлена и какое решение мы выбрали, с какими трудностями столкнулись и каких результатов добились. Прочитать ее будет полезно, если вы сами планируете запустить масштабный креативный проект.
Кстати, мы — креативное бюро Milkh. Делаем проекты с нуля и до запуска, начиная с концепции и сценариев, заканчивая монтажом и пусконаладкой.
Изначальная задача была не такой сложной: рассказать посетителю, кто такие UX/UI-дизайнер, Data-аналитик, промпт-инженер и другие. Обычно задачи в специфике госзаказа и ограниченных сроков решаются проверенными ходами: например, можно придумать «школу профессий», где эти профессии будут перечислены в лоб и визуализированы самыми простыми средствами. Это — понятная безрисковая стратегия, которая позволила бы без лишних усилий прийти к среднему результату. Но результат хотелось получить не средний, а хороший — поэтому в жертву пришлось отдать время, силы, деньги и спокойствие. Мы создали целый мир с собственными персонажами, где каждый посетитель принял участие в геройском турнире, а прохождение маршрута сопровождалось легендой в формате комиксов и анимационных роликов.
Важно было помнить, что на форуме будут разные люди: дети, взрослые, люди с техническим или гуманитарным складом ума, люди с особенностями. Нужно было создать такой проект, который показал бы, что стать настоящим ИТ-героем может каждый.
Мы разработали квест-путешествие «Путь ИТ-героя» — в нём в игровом формате посетитель мог попробовать себя в «айтишных» профессиях. А ещё узнать, как специалисты каждый день создают и развивают цифровые сервисы и проекты, которые делают жизнь в мегаполисе комфортнее и лучше.
Мы разделили экспозицию на три части. В первой, «Сборах в ИТ-приключение», участникам предстояло собрать чемодан айтишника, узнать, чем школьные предметы полезны в ИТ, сыграть в ИТ-тамагочи и пройти путь от джуна до сеньора. В инсталляции «Уверенный пользователь ПК» пришлось немного попотеть — написать фрагмент кода за 2 минуты, пока игроку угрожает босс, звонит мама, компьютер выходит из строя, а сосед делает ремонт. Знакомая айтишникам ситуация, да?
Во второй части экспозиции, «ИТ-роще», участники попадали в цифровой лес. Каждый экспонат в этой зоне — знакомство с конкретной профессией и возможность попробовать силы в ней. Например, в интерактиве «Ловля багов» участники примеряли на себя роль тестировщика, которому нужно поймать как можно больше жуков, расползающихся по странице. Так в игре визуализировались ошибки и баги, которые можно встретить на реальных сайтах.
Примерить на себя роль промпт-инженера можно было в интерактиве «Нейроконь» — участники с помощью генеративных моделей могли сгенерировать себе цифрового коня, дополнив промпт с его характеристиками.
С основами программирования и логики посетители знакомились благодаря интерактивной инсталляции «Приручи код». Цель игры — запрограммировать шаги персонажа на экране, чтобы он избежал ловушек, обошёл дракона и нашёл выход из лабиринта. Эта игра на простом примере описывает алгоритм построения всех цифровых продуктов: миллионы строчек кода начинаются всего с одной.
В «Сокровищнице» гостей ждало финальное испытание: здесь они встретились со своими страхами и сразились с драконом. «Сражение» оказалось экзаменом — проверкой знаний о профессиях, которым были посвящены инсталляции. После получения гордого звания ИТ-героя посетители записывали послание для тех, кому только предстояло отправиться в путешествие, и могли разместить своё фото на медиафасаде. В конце школьники и будущие абитуриенты знакомились с ИТ-направлениями лучших вузов страны, а студенты — с программой стажировки в Правительстве Москвы по направлению «ИТ-город».
Вызов №1
Убедить заказчика в том, что в центре Москвы можно построить замок с драконом. И в том, что с помощью него получится рассказать горожанам об ИТ-профессиях и мотивировать их освоить. Как доказать, что это весело? Как объяснить, что смешного в интерактиве «Уверенный пользователь ПК»? Как это так — неадекватный босс? Почему в кулере с водой плавают рыбки?
Сам процесс согласования такой концепции тоже представлял из себя путь героя — и, конечно, такое было невозможно без доверия заказчика и союзников, которые были готовы рискнуть и защищать концепцию на самом верху, чтобы получить крутой результат.
Вызов №2
Минимальными сроками и ограниченным бюджетом мало кого напугаешь в городе, где за 15 минут могут доставить что угодно. Примерно все, кто задействован в «Москве 2030» или других подобных проектах, живут в таких же реалиях — и всё же.
После глобального согласования концепции оставалось всего 2 месяца до старта фестиваля. За это время нужно было: написать детальные сценарии работы каждой инсталляции, роликов, комиксов, печатных материалов. Сделать подробные визуализации всей экспозиции и отдельных зон. Продумать технические решения и просчитать стоимость. Переделать всё 5 раз, чтобы уместиться в бюджет. Переделать всё ещё 5 раз, чтобы согласовать придуманное и написанное со всеми департаментами, отделами и службами. Сделать дизайн, собрать ролики, разработать приложения и произвести инженерную часть. Всё это протестировать, ещё раз согласовать уже готовый контент, смонтировать, отладить на месте и запустить.
Поэтому когда вы видите незаурядную инсталляцию на масштабном фестивале, знайте — за ней стоят кровь, пот и слёзы неравнодушных людей.