Мы ищем талантливых и креативных — "сладкий плен" перед мясорубкой.

2025-11-01 09:14:00 Время чтения 11 мин 141

Сегодня я хочу затронуть не очень приятную для HR и управленцев тему - найм талантов. Самый лицемерный критерий о котором говорят все, но мало кто говорит открыто. Давайте вместе порассуждаем на эту тему и попробуем найти ответ - что на самом деле ищут компании подразумевая креатив и свободу действий.  

Начну с себя. Мой путь не был усыпан розами и у меня не было поддержки и связей. Свою карьеру я строила сама не имея подпорок и уж тем более не через личные симпатии, более того я игнорировала подобные возможности. Моя жизнь была похожа на сериал, где мне приходилось играть несколько ролей одновременно. Днем я трудилась в качестве специалиста по документообороту в государственной структуре, ночью официантом в баре напротив,  а в перерывах между работами и сном успевала строчить рассказы и статьи для глянцевых изданий. В итоге меня пригласили работать редактором в деловой журнал, дальше я перешла на сторону "зла" в PR и далее неизбежно попала в маркетинг. 

Я работала с такими компаниями как Vitkovice Group, мировой лидер по производству баллонов для сжатого газа, занимались развитием направления CNG. Была частью команды несравненной Анны Мироновой в КГ "Креативный класс" на Красном Октябре, работала в "ЖиВи Медиа" на Арме, дружила с командой Сергея Полонского из Mirax Group, занималась развитием собственной компании "Мировоззрение", сотрудничала в качестве консультанта с разными креативными проектами, работала в государственных компаниях, проектной организации, в торговой сети и у производителя продуктов питания. В итоге вместе с партнерами открыла заведение на Арбате и ушла в ресторанную сферу. Почему?

Я осознанно отказалась от развития карьеры в области маркетинга. Пожалуй это был акт отчаяния, в тот момент я понимала что мои методы донести информацию о важности изменений в системе управления разбиваются о стену непонимания. Коммуникация с людьми рушилась, я теряла почву под ногами и чувствовала что моя стратегия неуместна. Но вместе с тем меня использовали как генератора идей присваивая мои решения себе и выкидывали как только получали результат. 

Отчаяние, боль, обида, я хотела доказать всем что это мои идеи и очень долго искала проект, который бы согласился показать открыто весь процесс продвижения бизнеса на рынке. Я знала что могу из ничего создать нечто масштабное и очень хотела показать такую работу без NDA. Но, поиски не увенчались успехом, никто не хотел рисковать и играть открыто. Никто, кроме меня. И тогда я объявила о том что смогу создать бизнес из ничего. В 2017-м году, в январе, сразу после праздников мне в голову пришла идея налепить пельменей. Да, я знаю что продавать без документов нельзя, что нужен цех и куча денег. Но моя цель была не в том, чтобы заработать, а чтобы показать людям, как можно из пяти тысяч рублей и реализации идеи создать бизнес подняв информационную волну.

Благодаря моим сторис продукцию начали покупать знакомые, потом заведения, а потом одним постом в социальной сети я нашла инвестора (этот кейс опубликован в СМИ и о нем я рассказывала на конференции для рестораторов в RMA). К тому времени вся лента пестрила отзывами о моем продукте, так что информационный шум неизбежно привел к тому что проект был замечен. Инвестор вложил и вернул свои инвестиции. Заведение было успешным, проработало два года до пандемии, далее было продано одному из партнеров. Я же решила переехать на период неопределенности в Сибирь и прожила эти два года в режиме ожидания и переосмысления собственной жизни. С одной стороны я планировала возвращение в найм, с другой по моим венам уже разлилась свобода. Я стала тем самым неудобным и не системным сотрудником, который может принимать эффективные решения, но совершенно не поддается дрессировке в рамках корпоративной культуры. 

Так я провела несколько лет в заточении под Новосибирском, в глуши, но с интернетом. В связи с чем драматичность картины открылась не в полной мере, но и этого вполне хватило, чтобы ощутить состояние "подбитого летчика". И вот однажды утром я поняла что больше не могу жить в изоляции. Я продала недвижимость и одним кликом купила квартиру в Подмосковье. Не трудно догадаться что за пару лет финансовые резервы изрядно опустели, хватило лишь на однушку за МКАД, но это была моя лучшая импульсивная покупка!

Вернувшись домой я восстановила свое резюме и портфолио, после чего была приглашена в качестве маркетолога в проект Сбера. Ирония судьбы? Но это был Алтай, судьба вновь проверяла меня на прочность возвращая туда, откуда я так стремительно убегала. И только на Алтае я поняла, что всю свою жизнь искала ответ на вопрос, который был всегда рядом. 

Я пробыла на Алтае несколько месяцев, но это время стало одним из лучших воспоминаний, я вернулась домой с четким пониманием того что должна перестать заниматься самообманом и недооценивать свою компетентность. Именно там, на Алтае я столкнулась со всеми своими страхами, которые мешали мне сделать выбор в пользу карьеры и заставляли меня бегать по кругу. Именно там я увидела, что причина не в HR или управленцах, которые не хотят слышать мои гениальные идеи. Дело во мне, создавая я всегда уходила в тень. Мне было неудобно принимать благодарность или слышать позитивные отзывы. Возможно это какая-то детская травма, мне было очень страшно демонстрировать результаты моей работы. Может быть из-за критики срабатывала защитная реакция, которая заключалась в обесценивании себя. 

Хвастаться это хорошо. Впрочем, как и не стоит бояться провалов, это тоже опыт который помогает нам совершенствоваться. 

Не бойтесь говорить о себе! Но будьте аккуратны, когда говорите о других...

Мой конфликт заключался в том что я не знала как донести свою ценность, а представитель компании не понимал какую ценность я собой представляю. Отсюда происходил разговор глухого с немым, я предлагала решения которые явно превосходили заявленную компетенцию, чем вызывала недоумение и тревогу. Оверквалифайд...

Компании действительно заинтересованы в креативе и поиске талантов, многие сферы стагнируют из-за отсутствия ресурсов для переработки огромного потока информации и быстрого приятия решений. Руководители управлявшие большими проектами ранее были заняты фундаментальным строительством системы управления, а не ее гибкостью. Все что могло внести изменения воспринималось как угроза, поэтому все инновационные идеи вызывали ощущение страха. 

Как выстраивать коммуникацию в условиях, где ваше профессиональное окружение мыслит в рамках привычных им шаблонов, но ищет новые возможности?

Вы можете озвучить свое виденье прямо, что приводит к отрицанию вашего мнения в силу того что оно вызывает тревогу, или же указать на риски косвенно через примеры других компаний или через сторителлинг. Я начала работать через рассказы, когда можно привести в кейсе примеры с возможными рисками и показать последствия не проецируя опасность на прямую. Такой пример помогает смягчить страх угрозы, но при этом донести необходимую информацию. Чтобы прийти к такому взаимодействию мне понадобилось пройти опыт связанный с управлением проектами через человеческие ресурсы. 

Доверяя своему опыту и ощущениям можно исключить логику и выстраивать общение опираясь на чувства оппонента, таким образом вы не говорите в лоб - твой бизнес разрушится если ты не сделаешь ряд действий, что тут же провоцирует сопротивление. А рассказываешь о рисках, которые могут произойти на примере стороннего проекта, что создает безопасную среду для восприятия информации. Для этого необходимо предоставлять кейсы и рассказывать о своем опыте, это необходимая часть для выстраивания здоровой коммуникации с внешним миром. В ином случае ваши предложения без опоры будут восприняты как угроза. 

Мне понадобилось несколько лет, чтобы проработать этот сложный этап и выйти во внешний мир без страха и опасения быть использованной. В силу сильной эмпатии я легкая мишень для обмана и многие воспринимают доверие как слабость и пытаются использовать это как инструмент для извлечения односторонней выгоды. Но парадокс в том, что чем вы более открыты, тем более безопасная среда формируется вокруг вас.